Аксессуары. Бренды. Мода и стиль. Отношения. Шопинг

Африканская маска и ее магическое значение. Африканские маски из дерева Маска из дерева что означает

...Однако стоит помнить, что некоторыми масками все-таки лучше восхищаться на расстоянии: за каждой из них стоит своя история или культ, иногда далеко не безобидный...

Каждый предмет - ритуальный или декоративный - излучает первобытную силу, каждый элемент - древний знак, каждый узор, невидимая для жителя других континентов мелочь, несет мощный поток информации и энергетики.

Что: выставка африканского искусства «Африканская зима»
Где: ул. Артема, 37-41, галерея «Минус 4»
Когда: сейчас и до 25 января.

Выставка находится на втором этаже, на первом же расположились бары и кафешки, так что лицезреть африканские артефакты можно аж до полуночи, заодно и перекусить.

Но вернемся к маскам. Не думала что их история и связаные с ними легенды и слухи на столько интересны.

Как правило, маски вырезают из дерева; черты их «лиц» мастер никогда не выдумывает полностью сам — все соответствует строгим правилам и канонам. А сам процесс представляет собой настоящее таинство.

Прежде всего, резчик должен получить разрешение у колдуна. Если новая маска делается взамен износившейся — колдун потом обязательно проведет особый ритуал, чтобы дух, «живший» в старой маске, «переехал» в новую.
Перед тем как начать работу, резчик проходил обряд очищения. Топор и нож, которыми он пользовался, считались священными, им нередко приносились жертвы. Свой труд мастер совершал в укромном месте, вдалеке от посторонних глаз. Ночью он возвращался в деревню, прятал у колдуна неоконченную маску, а на рассвете снова удалялся, чтобы завершить работу. Надо заметить, что сама фигура резчика традиционно пользовалась в деревнях уважением, смешанным со страхом; предполагая, что он на короткой ноге с потусторонними силами, старались не заводить с ним особо тесных отношений — так, на всякий случай.

Готовую маску часто раскрашивают, причем в ход идут самые разные материалы — например, известняк или сушеные экскременты ящериц и змей. Иногда готовую личину покрывают кожей или шерстью животных. Или украшают кусочками зеркал, клыками хищников, когтями, рогами, перьями, волосами, ягодами, стеклянными бусинами и клочками одежды. Каждая деталь при этом имела свой смысл, зачастую неизвестный непосвященным, или предысторию, иногда и такую, от которой европейцам может стать слегка не по себе. Например, когда-то к маскам привязывали рога жертвенных животных, наполненные магическим порошком, в состав которого входил прах предков.

Все маски разные.
Так например, маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты, изображают умерших родственников и используются в основном в погребальных обрядах.

Шаманы кладут маски на лицо покойника и специальными ритуалами заставляют дух покойника переселиться в маску. Затем родственники покойника должны эту маску продать, именно продать, а не подарить!!! Зачем это делается, нам не ведомо, но такие маски приносят новому владельцу несчастья и болезни, а возможно даже смерть.

Лично я не хотела бы держать у себя такую маску, хотя есть разные мнения на этот счет.
Опять же, не обязательно дух умершего должен быть плохим, может и хороший достаться.)))

Но на всякий случай, думаю все же не стоит покупать маски с рук.

Еще маски отличаются по цвету.

С появлением древних африканских племен существовало обозначение только трех цветов, белого, черного и красного. Использование в древности этих трех цветов, являлось символической классификацией предметов. Черный был цветом болезни, зла. А белый, считался признаком сверхъестественного и божественного, цветом чистоты. Шаманы прикрепляли к талии шкуры белых козлов, а маски умерших окрашивались только в белый цвет. Красный цвет символизировал красоту и считался символом кровного братства.

Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя, надевались членами тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Есть в этих масках что то зловещее.

Ну и под конец еще одна страшилка.
Говорят что когда колдуны в племени лечат больных они заставляют их делать маску. Пока больной ее делает - колдун читает заклинания, и переносит болезнь на маску. Потом эту маску продают. И покупатель заболевает, изготовитель же маски начинает выздоравливать. Когда же новый хозяин маски умирает, изготовитель полностью выздоравливает.

Верить в это или не верить - личное дело каждого. Возможно все это лишь сказки, непровереные слухи и сплетни.
Но все же...
Чужая религия, чужие боги...

А выставка, хоть и очень маленькая, но интересная.
Будете рядом, не проходите.

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Типология африканских масок

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.

Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.

Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.

Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.

Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.

Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

В галерее "Афроарт" вы можете

маски театральные, ~ обрядовые, ~ карнавальные личина

Masque Le masque représente le plus souvent une partie de tête humaine ou animale terminée par des plumes ou des feuilles.

Masqué Se dit d"un animal qui a la tête couverte d"un capuchon. 1772 Se dit d"un lion qui a un masque. 1780 Se dit d"un lion qui a un masque. 1864 Se dit d"un lion qui a un masque. 1887 Se dit d"un animal qui a la tête couverte d"un capuchon.

Маска может иметь как унифицирующее (маскирующее), так и идентифицирующее значения.

Во многих, в том числе и бесписьменных культурах маски выражают присутствие сверхъестественных существ (духов, демонов, богов). Ношение маски - это способ идентификации с тем, что она воплощает: носитель маски, ощущает себя внутренне преображенным, приобретает на время качества представляемого маской существа. Так, древние маски, изображавшие животных служили средством вступления в контакт с духом зверя, на которого готовилась охота, и защитой от его нападения.

Более поздние тотемные маски позволяют членам племени идентифицировать себя с духами и предками. Маска-божество - вместилище или место обитания божества или предка, наделяемая мистической силой, рассматривается как действенное средство защиты (отпугнуть врагов, изгнать демонов, болезни или духов смерти) и сообщения с предками и/или богами. Надевая во время обрядов или ритуальных танцев маски их носители манифестировали присутствие изображаемого существа. В первобытных культурах такое отождествление было полным (маска животного обладала тем же свойством, что и шкура, в которую обряжался маг): тот, кто носит маску, есть тот, чью маску он надевает.

Маски часто «абсолютизировались» и расценивались как самостоятельные объекты культа. Связь масок с миром могущественных существ наделяет её апотропаическим значением. Широко распространена практика использования масок как средства изгнания злых духов.

Наделенная магическим свойством, воинственная маска обеспечивает неуязвимость и придает сверхъестественную силу; простого смертного она превращает в героя. Подтверждением этому служит современный военный мундир, гарантирующий тому, кто его носит, особое положение в обществе.

Маски или мешки на голове используются в африканских, индейских и океанских ритуалах инициации, отмечающих переход от детского состояния к взрослому.

Похоронные маски, передающие внешность покойных, широко используются как средство сохранить черты лица покойного и гарантировать возвращение душ к своим телам - мысль, которая особенно заботила египтян и некоторые другие народы. Разрушение же облика усопшего приговаривает последнего к вечным скитаниям.

Будучи связана с преображением и трансформацией, служит средством сокрытия преобразования, которое должно быть скрытым от взгляда. Эта сокровенность помогает «тому-что-есть» стать «тем-чем-хотелось-бы-быть»; в этом смысле маска похожа на куколку бабочки.

Вкладываемое в маску значение выражается посредством её мимики, материала или особенностей формы (цвет, числа перьев, украшений, орнамента и т. д.). Тесно связана с символикой переодевания (трансвестизма), карнавала и т. п.

Основные значения:

  • защита, сокрытие, тайна, иллюзия, маскировка, скрытность, стыд;
  • анонимность;
  • двойственность, двусмысленность;
  • опознавание;
  • сверхъестественная сила;
  • трансформация;
  • небытие, окоченение смерти.

Маска (личина ) - предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях. В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.

Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.

Маска - удивительная вещь. Ты надеваешь ее, когда хочешь быть кем-то другим. С давних времен люди делали маски - давая лица тем, кого не видели, но в чье существование верили. Африканские церемониальные маски. Театральные маски древней Греции и Японии. Маски венецианского карнавала.

Во время раскопок были найдены многочисленные маски между слоями высушенной каши: добрых богов следовало кормить, следовательно, при каждой еде нужно было оставлять им немного пищи. В свою очередь маска-бог обещала своё покровительство и помощь кормившим её людям.

Маски или по-старинному «личины», «хари» - пользовались и пользуются весьма широким распространением у самых различных народов, начиная с первобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точки зрения этнологии и истории культуры, в последние 10-15 лет стали обращать усиленное внимание; коллекции их играют теперь важную роль в этнографических музеях. Были сделаны попытки анализировать различные виды и типы Масок, привести их в систему, классифицировать, но предмет этот далеко еще не вполне разработан и полная история Масок принадлежит будущему.

Доль (Dall) предложил три главных группы:

1) Маски с отверстиями для глаз и рта, надеваемые на лицо, или М. в тесном смысле

2) Маски с подобным же изображением человеческого лица или звериной головы, но носимые на голове и обыкновенно без отверстий для глаз и рта

3) маскоподобные личины, не носимые как маски. Приготовляются Маски из древесной коры, дерева, кости, меха, картона, глины, гипса, травы, металлов (меди, золота, железа, серебра и т. д.), камня, раковин, черепахи, настоящих звериных голов, человеческого черепа и т. д.

Изображают Маски, обыкновенно, либо человеческое лицо, либо голову какого-либо действительного животного (зверя, птицы, гада), или фантастического существа; в двух первых случаях замечается стремление либо к возможно большему воспроизведению сходства, либо к созданию чего-то страшного или комического. У большинства народов, особенно менее культурных, Маски имеют значение не забавы или развлечения, а более серьезное - они часто связаны с различными религиозными представлениями.

Андрэ предложил разделить Маски, по цели пользования ими, на употребляемые при религиозных действиях, на войне, при погребениях (возложении на покойников), при отправлении правосудия, при театральных представлениях и плясках. Это деление, однако, не может считаться исчерпывающим, так как погребальные обряды, театральные представления и пляски часто имеют также религиозное значение, а относительно многих форм масок нет обстоятельных данных, поясняющих их значение и употребление.

Точное понимание смысла Маска тесно связано с уяснением религиозных представлений и вообще мировоззрения и образа, мышления народов на различных ступенях культурного развития; прогресс в изучении Масок является, поэтому, тесно связанным с успехами этнологии и истории первобытной культуры вообще. Основной смысл Маски - в том, что она скрывает лицо, защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах и т. п. На понятии о "маске" лежит нередко представление о чем-то сверхъестественном, разрушающем, съедающем: masca (по-итальянски - maschera) сводится к mâcher, masticare. В непосредственно защищающем смысле Маска употребляются на войне, чаще в соединении с шлемом (так называемым «забрало»), но иногда и отдельно, для защиты лица, При этом, обыкновенно, Маскам придается страшный вид, чтобы они в то же время и пугали неприятеля.

Подобные Маски употребляются некоторыми племенами негров и даяками, они были в ходу в Мексике, также в Японии (где делались из металла, составляли часть лат и изображали страшное лицо, с большим носом и длинными ушами, или обезьянью харю) и даже у классических народов и в Средние века в Западной Европе; но в этих последних случаях изображение лица (Медузы и т. д.) делалось обыкновенно на самом шлеме, а не на забрале. Защищающее значение Маска может иметь и не в буквальном, или материальном, а в переносном, или духовном, смысле; она скрывает настоящее лицо, вводит в обман и тем может спасать от злых духов или даже устрашать их. Отсюда надевание Масок на умерших, довольно распространенное у разных народов. Иногда, впрочем, в этих Масках нет ничего устрашающего; они только прикрывают лицо (напр. сделанные из тонких золотых листков); в иных случаях в них даже видно стремление сохранить подлежащие разрушению черты умершего.

Таковы гипсовые, раскрашенные Маски, находимые в древних могилах Минусинского края, некоторые античные Маски из металлов или терракоты, древние египетские Маски и др. Несколько погребальных Масок найдено в развалинах Ниневии, в египетских катакомбах, в Микенах, в Керченских могилах. Маски из дерева, камня, мозаики употреблялись в древней Мексике. Маски из дерева, раскрашенные - в Перу: умерший погребался в скорченном положении, завязанный в мешок, над которым приделывалось подобие головы и к нему прикреплялась Маска. Маски при отправлении правосудия употребляются особенно в некоторых частях Африки (Лоанго, Калабар и т. д.) и на некоторых Меланезийских островах; обыкновенно они состоят в связи с существованием у этих народов особых тайных обществ, члены которых остаются неизвестными, по крайней мере, для неполноправных граждан, а равно для женщин и детей, и которым предоставляется власть чинить, в известные времена года, суд и наказание над виновными и непокорными.

Разные мистерии, разыгрываемые подобными обществами, например в северо-западной части Северной Америки и в центральной Африке, совершаются всегда в Масках. Здесь уже мы переходим в область культа и религии, в которой Маски играют вообще большую роль. Сюда относится большинство наиболее замечательных и характерных Масках, например на островах Меланезии (собственно в Полинезии М. нет), у многих племен американских индейцев, в Африке и в Азии.

Многие Маски употребляются при плясках, входящих в состав культа, шаманами - при их заклинаниях, жрецами - при их служении и т.д. Особенно любопытны сложные, раскрашенные деревянные Маски с островов Нового Мекленбурга и Новой Каледонии; Маски из передней части человеческого черепа, с искусственными глазами и волосами - с острова Новой Британии и Ново-Гебридских островов; разнообразные Маски сингалезов, употребляемые при демоническом культе; Маски с изображением разных человеческих и звериных голов - из северо-западной Америки; Маски буддийского культа, воспроизводящие различные типы злого божества. Большое разнообразие типов представляют театральные Маски яванцев, сиамцев, японцев, китайцев, классических народов, ведущие свое начало также от религиозных мистерий.

Простейшие формы Масок мы встречаем у вогулов, остяков и др. сибирских инородцев, которые употребляют их, например, при празднествах в честь убитого медведя. При таком празднике все присутствующие надевают Маски из древесной коры, с длинным носом и, обращаясь к трупу медведя, уверяют его, что он убит не вогулами или остяками, a русскими; при этом происходят пляски и сценические представления, отчасти комического, отчасти обличительного характера, так как замаскированные имеют право не стесняться и высказывать горькую правду всем сородичам и даже старшинам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!