Аксессуары. Бренды. Мода и стиль. Отношения. Шопинг

Особенности пищеварения у новорожденных. Готовность ребенка к получению и усвоению взрослой пищи Незрелость жкт 7 месяцев ребенку когда пройдет

Ну, в общем, по запросам масс, так сказать... =)

В современных рекомендациях Минздрава РФ по питанию детей первого года жизни говорится: "Оптимальные сроки введения различных продуктов определяются физиолого-биохимическими особенностями развития младенцев. Так, к 3 месяцам жизни снижается повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечника, отмечается созревание ряда пищеварительных ферментов, в 3-4 месяца формируется достаточный уровень местного иммунитета кишечника и созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")".

Всемирная Организация Здравоохранения формулирует рекомендации по срокам введения прикорма следующим образом: "Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев. Некоторым детям на грудном вскармливании продукты для прикорма могут понадобиться и раньше, но не ранее 4-месячного возраста" .

Давайте разберемся, что же такое готовность к прикорму, в каком возрасте она наступает и насколько физиологичны такие сроки и схема прикорма с точки зрения работы формирующейся пищеварительной системы.

С точки зрения биологии, человеческий детёныш готов к знакомству с взрослой пищей, когда:
1) у него созревают механизмы для ее усвоения (физиологическая готовность);
2) он способен пережевывать и проглатывать еду кусочками (физиологическая готовность);
3) в состоянии удержать кусок в руке и донести до рта (физическая готовность);
4) у него появился т.н. "пищевой интерес" — социальное поведение, которое выражается в желании подражать взрослым и есть то же, что и они (психологическая готовность).

Рассмотрим эти пункты подробнее.

1) Физиологическая готовность к прикорму. Созревание желудочно-кишечного тракта и ферментативной системы.

Как работает пищевательная система младенца, не получающего никакой другой пищи и жидкости, кроме грудного молока?

Активность ферментов у ребенка, получающего только грудное молоко, остается низкой на протяжении всего первого полугодия жизни. Кстати говоря, именно незрелостью ферментативной системы нормального здорового ребенка на грудном вскармливании объяняется белый налет на его языке, который педиатры очень часто принимают за молочницу — грибковое заболевание полости рта.

На исключительно грудном вскармливании желудок и поджелудочная железа работают не "в полную силу", большая часть процессов усвоения происходит в кишечнике. Это становится возможным за счет особых свойств грудного молока, которое содержит ферменты в своем составе. То есть с грудным молоком ребенок одновременно получает и вещества, помогающие его перевариванию.

Что происходит, если ребенок на ГВ начинает получать смесь или другие продукты в качестве докорма или прикорма до того, как его пищеварительный тракт будет к этому готов? Уже описанные выше механизмы усвоения иной пищи всё равно запустятся, ибо способность человеческого организма к адаптации очень высока. Но запустятся эти процессы вынужденно и раньше, чем предусмотрено генетической программой конкретно этого ребенка. Такой ребенок раньше своих сверстников начинает усваивать определённые виды взрослой пищи и извлекать из нее вещества, необходимые для роста и развития. Но является ли это достижением и способствует ли укреплению здоровья?

Существует достаточно данных, чтобы в этом усомниться. Вот что пишет об этом врач-педиатр, кандидат медицинских наук,сотрудник ГУ Научный центр здоровья детей РАМН: "Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. <...>...бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы <..>. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. <...>иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита - хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. <...> Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки" .

По данным ВОЗ , минимальный возраст, в котором ребенок может получать прикорм без явного вреда для здоровья — это "примерно 4 месяца". К этому возрасту у части детей формируется достаточная нервно-мышечная координация, чтобы "сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить". До 4 месяцев "у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи". Так же "примерно к 4 месяцам желудочная кислота помогает желудочному пепсину полностью переваривать белок" и "почечная функция становится значительно более зрелой, и грудные дети способны лучше сохранять воду и справляться с более высокими концентрациями растворенных веществ".

Таким образом, можно говорить о том, что организм здорового ребенка на грудном вскармливании начинает постепенно созревать для получения иной пищи, кроме грудного молока, примерно с 4 месяцев. Однако, во-первых, точный возраст готовности ЖКТ для каждого конкретного ребенка установить невозможно. Во-вторых, помимо готовности пищеварительной системы, существуют и другие факторы, которые необходимо учитывать. О них речь пойдет ниже.

2) Физиологическая готовность к прикорму. Отмирание рефлекса выталкивания твердой пищи и прорезывание зубов.

До 5-6 месяцев у младенцев сохраняется так называемый рефлекс выталкивания твердой пищи твердой пищи — природный механизм, сформировавшийся именно для того, чтобы в организм ребенка ничего, кроме грудного молока, не попадало. Однако человек придумал, как обмануть природу — научился перемалывать или перетирать пищу в гомогенизированную массу и "вливать" в ребенка ранний прикорм либо таким образом, либо в виде соков. И не только вливать, но и подводить под это теоретическую базу. В уже упомянутых рекомендациях Минздрава утверждается, что "в 3-4 месяца <…> созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")" . Довольно смелое утверждение, которое никак не подтверждается практикой. Большинство детей этого возраста действительно физиологически способны есть с ложки полужидкую или тщательно протертую еду, но это вовсе не равно угасанию рефлекса выталкивания твердой пищи. На практике дети матерей, начинающих прикорм ранее 5-6 месяцев, давятся при обнаружении малейшего комочка в каше или пюре. Кроме того, сложности с проглатыванием кусков могут сохраняться у них и после 6 месяцев.

Однако даже если допустить, что у отдельных детей рефлекс выталкивания твердой пищи отмирает уже в 3-4 месяца, говорить о готовности ребенка к прикорму на основе одного этого признака некорректно.

Дополнительным физическим признаком является прорезывание зубов. Однако, как и отмирание рефлекса взрослой пищи, сам по себе факт прорезывания зубов ранее 6 месяцев не говорит о готовности ребенка к прикорму. Рассматривать, готов ли тот или иной ребенок к знакомству с твердой пищей, нужно индивидуально, учитывая всю совокупность признаков. Успешно пережёвывать пищу ребенок способен и до появления первых зубов.

3) Созревание моторики и появление пищевого интереса. Физическая и психическая готовность к прикорму .

Человеческий детёныш рождается незрелым и полностью зависимым от матери. В возрасте до 6 месяцев младенец постепенно, в соответствии с заложенной в него генетической программой, обучается удерживать предметы в руках, доносить их до рта, сидеть и, наконец, самостоятельно передвигаться (ползать и ходить). В этом же возрасте он путем наблюдения за взрослыми начинает формировать первые навыки социальной адаптации. Степень развития психики и моторных функций напрямую связана с готовностью к прикорму. Ребенок готов знакомиться с взрослой пищей тогда, когда у него появляется возможность и желание эту пищу попробовать.

Прикорм, начатый "по инициативе матери", то есть до того момента, как ребенок проявил интерес к другой еде и может физически ее добыть (например, находясь на руках у матери, схватить со стола кусок и засунуть в рот), всегда будет для этого ребенка "ранним", а следовательно, чреватым рисками для здоровья.

Исходя из всего вышеизложенного, для каждого ребенка возраст начала прикорма будет индивидуальным, основанным на совокупности всех признаков созревания именно его организма. Но в среднем у большинства детей на полном грудном вскармливании все признаки готовности к прикорму появляются не ранее 5,5 месяцев.

Теперь давайте разберемся, каким детям, по мнению ВОЗ "продукты для прикорма могут понадобиться и раньше (6 месяцев), но не ранее 4-месячного возраста" .

Ранний прикорм по медицинским показаниям: да или нет.

Как утверждается всё в тех же современных рекомендациях Минздрава РФ, "необходимость расширения питания ребенка и дополнения материнского молока другими продуктами питания обусловлена <...> необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком, на определенном этапе развития младенцев (с 4-6 месяцев), становится недостаточным" .

Исходя из этого утверждения делается вывод о том, что дети на исключительном грудном вскармливании до 6 месяцев больше подвержены риску развития железодефицитной анемии, пищевой аллергии и гипотрофии (недобору веса).

Однако это утверждение противоречит современным научным данным.

Исследованиями доказано, что белки, и жиры, и углеводы, а так же витамины и минеральные вещества, находятся в грудном молоке в максимально биодоступной форме. Это значит, что на протяжении всего срока вскармливания (и даже у взрослого человека) эти вещества из грудного молока усваиваются лучше, чем из других продуктов.

Кроме того, исследованиями давно подтвержден и другой факт - энергетическая ценность грудного молока с возрастом ребенка не только не уменьшается, но, напротив, повышается. Такие данные, в частности, были получены в ходе лабораторного мониторинга состава грудного молока, проведенного группой специалистов Уральского государственного медицинского института.

О том же пишет и ВОЗ : "Данные, приведенные в таблице 11, свидетельствуют о том, что грудным детям в промышленно развитых странах, потребляющим среднее количество грудного молока, не требуются никакие прикормы для удовлетворения их потребностей в энергии вплоть до возраста 6-8 месяцев" .

Таким образом, если у ребенка действительно наблюдается анемия или недобор веса ДАЖЕ на полноценном грудном вскармливании, это значит, что функционирование его пищеварительной системы уже нарушено. А раз так, из других продуктов он питательные вещества и микроэлементы тем более не усвоит. Более того, увеличение объемов прикорма за счёт уменьшения количества дневных прикладываний к груди может стать причиной снижения прибавок в весе, запоров и других нарушений работы ЖКТ, а так же возникновения анемии и аллергии (поскольку создают неоправданную нагрузку на незрелый пищеварительный тракт и ферментативную систему).

Другими словами, ранний прикорм не только не решает проблем со здоровьем ребенка, но может привести к ухудшению его состояния. Стратегия помощи ребенку в случае установленных проблем с усвоением питательных веществ и микроэлементов из материнского молока должна строиться не на вводе прикорма, а на поиске и устранении причины заболевания и его лекарственной или иной терапии с обязательным сохранением полноценного ГВ. Если же необходимость в стимуляции ферментативной системы существует, до 5,5 месяцев лучше вводить ребенку не прикорм взрослой едой, а докорм небольшим количеством адаптированной смеси. Риск от докорма смесью в возрасте 3-5 месяцев значительно ниже, чем от получения в этом возрасте взрослой пищи.

Несколько слов о пищевой аллергии. Это состояние ВСЕГДА связано с патологиями работы ЖКТ. Аллергия возникает вследствие высокой проницаемости стенок кишечника, неспособных противостоять проникновению антигенов. Факторы развития аллергии у грудных детей, связанные с организацией питания — отсутствие молозивного вскармливания, докорм смесью в первые дни жизни, смешанное вскармливание. Введение раннего прикорма детям с аллергиями не может быть обосновано медицинской необходимостью, ибо ранний прикорм обязательно означает повышение нагрузки на и без того слабый и проницаемый ЖКТ ребенка. Детям с аллергией можно вводить прикорм только при всех признаках готовности к нему и очень постепенно. Грудное молоко наиболее мягко воздействует на пищеварительную систему ребенка, а ферменты, содержащиеся в нем, помогают усваивать пищу, что для ребенка-аллергика еще более актуально, чем для здорового ребенка.

Гипердиагностика анемии и гипотрофии у детей на исключительном грудном вскармливании.

В случае обнаружения у ребенка недобора веса прежде всего необходимо уточнить, какими нормамы прибавок пользуется педиатр и насколько набор веса отклоняется от графиков ВОЗ для детей на грудном вскармливании. Возможно, ребенок прибавляет абсолютно нормально, просто делает это иначе, чем ребенок на ИВ.

Кроме того, важно помнить, что диагноз "гипотрофия" ставится только по совокупности признаков, включающих состояние мышечного тонуса ребенка, его кожных покровов, оценки физического и психического развития, а никак не на основании абсолютных показателей веса.

Если же факт недостаточных прибавок в весе установлен, следующим шагом является оценка организации ГВ и устранение факторов риска недобора веса, если они имеют место. В возрасте 3-6 месяцев такими факторами являются:

1) отсутствие длительных кормлений в течение дня, в частности, на засыпание, во сне и на просыпание; бодрствующий ребенок этого возраста может отвлекаться от груди, сосать мало и получать меньше молока, чем необходимо. Например, недобор веса случается, если ребенок все сны проводит на улице или на балконе либо засыпает не с грудью, а с пустышкой.
2) профессиональный массаж;
3) любое изменение привычного распорядка дня и условий жизни ребенка (гости, поездки, переезды, приучение к сну в собственной кровати и пр);
4) плавание и ныряние в большой ванной или в бассейне (особенно если эти процедуры начали практиковать после 3 месяцев);
5) вакцинация.

Железодефицитная анемия - диагноз, который ставится по совокупности клинических признаков и всегда означает нарушение обмена веществ и работы ЖКТ. На основании одних анализов на гемоглобин постановка такого диагноза некорректна. Кроме того:
- нормы гемоглобина у детей отличаются от норм взрослых;
- примерно в 3 месяца у детей наблюдается физиологическое снижение уровня гемоглобина , не требующее лечения;
- какой уровень гемоглобина нормален для ребенка на ГВ и отличаются ли эти показатели от показателей детей на искусственном вскармливании, не исследовалось. Однако, по данным ВОЗ, у 30% детей на грудном вскармливании в возрасте 1 года гемоглобин ниже, чем у их сверстников, не получающих грудное молоко. Такое количество "отклонений от нормы" может свидетельствовать не о распространенности патологии, а о том, что для детей на ГВ более низкие показатели гемоглобина в возрасте 1 года являются физиологической нормой. В прошлом ВОЗ уже корректировала нормы прибавок в весе для детей на ГВ (в сторону уменьшения), не исключено, что в пересмотре нуждаются и другие параметры оценки детского здоровья в зависимости от наличия или отсутствия грудного вскармливания.

В любом случае, при постановке диагноза железодефицитной анемии необходимо учитывать не только цифры в анализах, но общее состояние ребенка, наличие или отсутствие у него клинических признаков заболевания.

Объемы прикорма в возрасте 6-12 месяцев и старше. Пищевая ценность грудного молока в этом возрасте.

Получение первого прикорма стимулирует активность ферментативной системы грудного ребенка. Желудок и поджелудочная железа включаются в процесс переваривания пищи. Однако это происходит не мгновенно, организму требуется время, чтобы "научиться" полноценно усваивать питательные вещества и витамины из других продуктов. А до тех пор, пока этого не произошло, ребенок получает все необходимое из грудного молока.

В первые месяцы после начала прикорма его основная задача — не накормить ребенка и не восполнить возникший у него на ГВ недостаток питательных веществ и витаминов (поскольку за счет взрослой еды моментально сделать это все равно невозможно). Прикорм в этом возрасте нужен для того, чтобы:
- познакомить ребенка со взрослой едой;
- стимулировать работу ферментативной системы;
- обучить жеванию и глотанию;
- поддержать пищевой интерес ребенка;
- сформировать нормальное пищевое поведение.

Решением всех этих задач способствует так называемый педагогический прикорм, то есть кормление ребенка небольшими кусочками (микродозами) продуктов, входящих в рацион семьи.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, в рационе ребенка в возрасте 1 года грудное молоко (или его заменители) должно составлять не менее 70-75%. Есть и другие данные, говорящие о том, что грудное молоко вполне способно удовлетворять все потребности ребенка 6-12 месяцев. Так, питерский профессор-педиатр И. М. Воронцов на основе своих исследований утверждает, что если мать здорова и нормально питается, ребенок может находиться на ГВ без прикорма до 9-12 месяцев без всякого вреда для себя.

Существует теория (ее выдвигают этологи), что на заре эволюции, когда человек питался в основном грубой растительной клечаткой, грудное молоко было основной пищей ребенка как минимум до 3-4 лет (только к этому возрасту ребенок может полноценно такую клетчатку усваивать), в противном случае, без материнского молока либо молока кормилицы, ребенок не выживал.

Эта теория подтверждается положением дел в современной Африке, где в условиях недостатка белковой пищи срок продолжительности кормления грудью действительно может стать вопросом выживания ребенка. Учеными описано заболевание "квашиоркор" - тяжелая форма нарушения питания вследствие дефицита белка, часто сопровождающегося недостатком витаминов и присоединением инфекции, которая обычно развивается после отнятия ребенка от груди. "Болезнь обычно возникает у детей 1-4 лет. <...> Когда ребенка отлучают от груди, в случае, когда продукты, заменяющие материнское молоко, содержат много крахмалов и сахаров и мало белков <..>, у ребенка может начаться квашиоркор. Это название произошло от одного из языков побережья Ганы, его буквальный смысл - "первый-второй", а означает оно "отвергнутый", отражая, что состояние начинается у старшего ребенка после отлучения от груди, часто из-за того, что в семье родился еще один ребенок".

На практике, исходя из опыта матерей, живущих в современных цивилизованных странах, грудного молока для удовлетворения потребности в питании вполне хватает ребенку как минимум до 1,5 лет. Когда организму перестает хватать калорий или каких-то микроэлементов из грудного молока, ребенок этого возраста сам увеличивает объемы взрослой пищи либо каких-то конкретных продуктов в своем рационе — главное не испоритить ему пищевого поведения насильным кормлением и дать доступ к семейным "ресурсам", то есть брать с собой за стол и предлагать разнообразную еду.

Пищеварительная система ребенка в основном формируется к 2 годам. До этого возраста грудное молоко поддерживает работу пищеварительной системы ребенка, помогает усвоению необходимых питательных веществ, снижает риски заболеваний органов пищеварения, способствует более мягкому перенесению инфекционных и воспалительных заболеваний ЖКТ.

Ребенок и уход за ним. От рождения до 3 лет Соколов Андрей Львович
Из книги Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней автора Никитин Борис Павлович

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Функциональная диспепсия У ребенка раннего возраста нередко наблюдаются расстройства пищеварения функционального характера, связанные с недостаточным количеством желудочного сока и ускоренным опорожнением желудка. Чаще всего в основе функциональной диспепсии лежат

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

§ 1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему,

Из книги автора

§ 2. Функциональная несформированность левой височной области Отличительной чертой синдрома несформированности височных структура левого полушария являются изолированные трудности в звукоразличении и, как следствие, понимании речи, воспринимаемой на слух. Остальные

Из книги автора

§ 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела) Данный синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий в детстве: несформированность

Из книги автора

§ 4. Функциональная несформированность правого полушария В первую очередь при функциональной несформированности правого полушария обнаруживают себя недостаточность пространственных представлений (метрических, структурно-топологических, координатных) и нарушения

Из книги автора

§ 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга Среди жалоб родителей детей с недостаточностью подкорковых образований прежде всего выступают эпитеты «ленивый», «невнимательный», «неуправляемый» и т. д. Дети этой группы отличаются

Из книги автора

§ 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга Дисгенетический синдромДля этих детей характерно накопление дизэмбриогенетических стигм: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, различного рода дистонии, включающие как

Работа органов пищеварения в раннем возрасте имеет свои специфические особенности и поэтому не каждый специалист, занимающийся лечением взрослых пациентов,может точно диагностировать и выбрать наилучший способ лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта у ребенка. Выявлением и лечением заболеваний органов пищеварения у ребенка занимается детский гастроэнтеролог . Высококвалифицированный специалист-гастроэнтеролог может вовремя распознать и назначить курс лечения таких заболеваний желудочно-кишечного тракта у ребенка,как гастрит,сигмоидит, эзофагит, гепатит, язвенные болезни (язвы двенадцатиперстной кишки, желудка), дуоденит, колит и другие.

Малейшее беспокойство по поводу жжения и болей в желудочно-кишечном тракте у ребенка должно насторожить Вас - эффективное лечение без возможных осложнений заболеваний органов пищеварения зависит от вовремя выявленного недуга на ранней стадии развития.

Детский гастроэнтеролог обязательно должен осмотреть Вашего ребенка, если появились следующие симптомы:
1. Рвота,тошнота, отрыжка,изжога
2. Нарушение процесса дефекации
3. Хронические боли в области живота
4. Ухудшение аппетита
5. Кровотечения из органов пищеварения
6. Неприятный запах изо рта
7. Нарушение стула (диарея,запор,неустойчивый стул)
8. Снижение веса

Детский гастроэнтеролог осмотрит ребенка, выслушает жалобы и сделает сбор анамнеза о развитии ребенка, выяснит особенности возможного предыдущего лечения заболеваний и особенности режима питания. Затем гастроэнтеролог назначит дополнительные обследования и диагностику: анализы кала на копрологию,дисбактериоз ,углеводы,
общий анализ крови,
ультразвуковое исследование (УЗИ) органов пищеварительной системы,
при необходимости направит ребенка на осмотр другими специалистами для более точной постановки диагноза.

Ниже представлена информация об основных заболеваниях органов пищеварительной системы у детей, которые выявляет детский гастроэнтеролог и затем назначает курс лечения:

Как распознать симптомы заболеваний желудочно-кишечного тракта у младенца?
Боли в животике у малыша грудного возраста проявляются сучением ножками, частым беспокойством, подгибанием ножек к животу, сильным плачем. Животик у малыша может быть плотным,заметно вздутым, и издавать специфические звуки: переливание и урчание. Малыш при этом тужится,сильно краснеет,кряхтит.
Боли в животике у младенца могут появляться из-за скопления газов, сильных колик (самопроизвольных спазмов кишечника),что приводит к нарушению сна и снижению аппетита.

Опытный детский гастроэнтеролог определит причины появления симптомов заболеваний органов пищеварения у младенца. Причины могут быть самые разные:
1. Общая незрелость пищеварительной системы у грудного ребенка,характерная для любого младенца в раннем возрасте (частые колики и скопления газов - вполне нормальное явления для совершенно здоровых деток до 4-х месячного возраста)
2. Дисбактериоз кишечника
3. Лактазная недостаточность из-за несовершенства ферментативных систем в организме ребенка
Лактозная непереносимость - достаточно распространенное явление для детей до 1 года. Лактоза (или молочный сахар) содержится в кисломолочных продуктах,грудном молоке, коровьем молоке и детских молочных смесях. Дефицит фермента,расщепляющего лактозу (лактаза) в организме младенца приводит к плохой переносимости молочных продуктов питания и плохой всасываемости лактозы (лактозная непереносимость).
Лактазная недостаточность у младенца может развиваться как из-за наследственной предрасположенности, так и на фоне дисбактериоза кишечника или общей ферментативной незрелости. Симптомы лактозной непереносимости у грудного младенца: боли в животике во время или после кормления, частый жидкий (и даже пенистый) стул (более 10-ти раз в день), вздутие животика и потеря в весе. После обследования малыша, детский гастроэнтеролог может дать направление на сдачу анализа кала на углеводы для подтверждения диагноза.

При нарушении баланса кишечной микрофлоры с развивающимся доминированием болезнетворных бактерий в желудочно-кишечном тракте, нарушается работа пищеварительной системы и начинается дисбактериоз у детей. Анализ кала на дисбактериоз (исследование микрофлоры кишечника) позволяет точно установить диагноз и назначить соответствующее лечение для коррекции микрофлоры кишечника и восстановление работоспособности пищеварительной системы у ребенка.

Часто к детскому гастроэнтерологу приводят детишек с периодически возникающими острыми болями в животе,которые не связаны с заболеваниями органов пищеварения. Ребенок жалуется на боли в животе после перенесенных потрясений, психоэмоциональных стрессов. Это так называемые невротические боли у детей. После обследования,гастроэнтеролог может посоветовать Вам проконсультироваться с детским невропатологом , детским психологом,а также с кардиологом - боли в области живота могут быть частью вегето-сосудистой дистонии.

Почему у ребенка болит живот? Самые распространенные причины нарушения работы пищеварительной системы у детей, с которыми сталкивается детский гастроэнтеролог в своей лечебной практике:

1. Переедание
Часто встречается у совсем маленьких деток. Вы никогда не отказываете своему чаду в добавке? Не удивляйтесь,если через некоторое время после переедания ребенок начинает жаловаться на боли в животике, у него появляется вялость,апатия, легкая тошнота.
Если это произошло,уложите малыша в постель и если его вырвало,дайте попить немного водички. Ферментные препараты могут значительно облегчить состояние,но их можно давать только после консультации с детским врачом!
И самое главное - старайтесь приучать ребенка к умеренности в еде!

2. Колики (самопроизвольные спазмы кишечника)
Если ребенок совсем маленький (несколько месяцев от роду),то колики обычно провоцирует воздух,собирающийся в кишечнике.
Проявления колик у ребенка - малыш сильно плачет в течение продолжительного времени после еды.
Что Вам нужно делать - если Вы кормите младенца грудью,следите за тем,чтобы он захватывал ротиком не только сосок,но и ареолу вокруг него. Старайтесь употреблять только легкоусвояемые продукты. А если Ваш малыш на искусственном питании, тогда проконсультируйтесь с детским врачом для того,чтобы подобрать подходящий вариант детского питания (смеси) для младенца.
Профилактика: держите младенца вертикально некоторое время после кормления,до тех пор,пока не выйдет лишний воздух из кишечника.

3. Запор
Вас должно насторожить слишком редкое опорожнение кишечника у ребенка (только несколько раз в неделю), а также появление периодических болей в животике и частый метеоризм.
Что нужно сделать: Обязательно сводите ребенка на обследование к детскому гастроэнтерологу . Запор может быть следствием функциональных нарушений поджелудочной или щитовидной железы, а так же печени. Но подобные причины встречаются не часто и в большинстве случаев достаточно поменять образ жизни и рацион питания ребенка. Давайте ребенку больше продуктов,которые прекрасно активизируют работу кишечника,поддерживая баланс микрофлоры - ацидофильное молоко,йогурты с бифидобактериями, кефир, а также сухофрукты (курага,чернослив,изюм) и овощи в сыром и вареном виде (морковь,свекла,яблоки,помидоры).
Запоры у ребенка могут быть также следствием обезвоживания организма - давайте малышу как можно больше жидкости (соки,морс,компот).
Лучший способ борьбы с запорами у ребенка - полноценный рацион питания,пить как можно больше жидкости и больше гулять на свежем воздухе.

4. Болезнетворные бактерии
Одни из самых распространенных бактерий,вызывающих заболевания пищеварительной системы - это сальмонеллы и шигеллы.
Симптомы сальмонеллеза у ребенка - высокая температура,понос,диарея,рвота,рези в животе.
Что делать? Обязательно показать ребенка детскому врачу для уточнения диагноза. Обычно назначают курс лечения антибиотиками. Начинается лечение с применения сорбентов - активированный уголь,силлард, смекта.
При шигеллезе (дизентерия) у ребенка у ребенка повышается температура тела до 38-39 градусов, появляются водянистый стул с примесью слизи и крови,болезненные позывы к дефекации.
Что делать? Обязательно отвести ребенка к педиатру на обследование. При дизентерии обычно назначают лечение антибактериальными препаратами. Обязательно надо давать глюкозо-солевой раствор, а когда малышу станет лучше - заменить его слабым раствором несладкого чая. Диета при дизентерии - паровые котлеты,каши,запеченные яблоки. Больше давайте фруктов,ягод и овощей (тщательно мойте их).

5. Вирусные заболевания
Довольно разнообразная группа болезнетворных микроорганизмов - энтеровирусы приводят к расстройству желудка у ребенка.
Энтеровирусная диарея. Заболеть может абсолютно любой ребенок,взяв в рот грязную игрушку или пообщавшись с инфицированным сверстником. Обычно энтеровирусной диареей болеют детишки в возрасте до 4-х лет. Симптомы - повышение температуры до 38 градусов, кашель,заложенный нос,болит горло. При симптомах диареи уточните у педиатра дозировку противопростудных лекарств и схему лечения. Давайте ребенку пить как можно больше жидкости. Занимайтесь повышением иммунитета у ребенка.
Еще одно заболевание,вызываемое определенным видом энтеровирусов - Гепатит А у ребенка. Инфекция передается через предметы личной гигиены,инфицированную посуду,воду из-под крана (если ребенок попил сырую воду). Симптомы - резко повышается температура, ребенка мучают тошнота и острые боли в животе. Стул обесцвечивается,а моча приобретает темно-желтый цвет. Проявляется желтушность белков глаз,потом - лица и затем всего тела (признаки инфекционной желтухи).
При гепатите А,ребенку придется полежать какое то время в стационаре. Диета при гепатите А - овощные супы, диетическое мясо (кролик,индейка,куриное мясо), блюда из тушеных,отварных и сырых овощей.
Лучшее средство от гепатита А - это прививка. Приучите ребенка есть только мытые фрукты и тщательно мыть руки перед едой.

6. Ацетономический криз
Причины возникновения - неправильное питание, частые переутомления,дальняя поездка - тяжелые стрессы для детского организма,приводящие к избыточной выработке кетоновых тел в крови (ацетоноуксусной кислоты и ацетона).
Симптомы - ребенка часто рвет не переваренной пищей с примесью желчи. Повышается температура,появляются сильные боли в животе. Изо рта ребенка пахнет ацетоном.
Обязательно отведите ребенка на обследование к детскому гастроэнтерологу для уточнения диагноза. Каждые пять минут давайте ребенку по чайной ложке раствор регидрона или щелочной минеральной воды без газа. Сделайте клизму для очистки кишечника (2 чайные ложки соды на 200 грамм воды). Давайте ребенку сорбент (полисорб,смекта,силлард). Диета - в течение нескольких дней давайте малышу каши,сухарики,протертые овощные супы.
Полноценный рацион питания и исключение стрессовых ситуаций предотвратят повторение заболевания ребенка ацетономическим кризом.

Анализы и диагностика,которые назначает детский гастроэнтеролог :
1. Анализы кала на углеводы,дисбактериоз,копрологию
2. Биохимический анализ крови
3. Диагностика поджелудочной железы и печени
4. Гамма-глютамилтрансфераза, аспартатаминотрансфераза, протеинограмма (белковые фракции), альфа-1-кислый гликопротеин, билирубин общий, антитрипсин, холинэстераза и др.
5. Ультразвуковое исследование (УЗИ) брюшной полости

Рвота является сложным рефлекторным актом с участием рвотного центра, который расположен в продолговатом мозге, вблизи него расположены дыхательный, сосудодвигательный, каш-левой и др. вегетативные центры. Все центры функционально взаимосвязаны, поэтому рвота сопровождается изменением дыхания, циркуляторными расстройствами, выделением большого количества слюны.

Срыгивание - выделение съеденной пищи без усилий, без сокращений мускулатуры передней брюшной стенки, сразу после кормления или через небольшой промежуток времени. Общее состояние ребёнка не нарушается, нет вегетативных симптомов, аппетит и настроение не изменяются.
У новорожденных и детей первых месяцев жизни отмечается склонность к срыгиванию, которая обусловлена анатомо-физиологическими особенностями желудка у новорожденных - слабость кардиального сфинктера при хорошо развитом пилорическом, горизонтальное расположение желудка и самого ребенка, высокое давление в брюшной полости, большой объем питания (1/5 массы тела в сутки). Способствуют срыгиванию перекорм и аэрофагия.

При перекорме срыгивания бывают сразу после кормления или через некоторый промежуток времени в небольшом объеме неизмененным или слегка створоженным молоком. Общее состояние ребенка не страдает, прибавляет в массе. При проведении контрольного взвешивания определяется объем молока, съедаемый новорожденным, который гораздо больше, чем необходим по норме. При перекорме рекомендуется изменить время кормления ребенка грудью или сначала сцедить часть молока, которая легко отсасывается, но менее богата пищевыми ингредиентами.

Аэрофагия - заглатывание большого количества воздуха при кормлении, встречается у гипервозбудимых, жадно сосущих детей, со 2-3-й недели жизни при небольшом количестве молока в молочной железе или бутылочке, когда ребенок не захватывает околососковую ареолу, при большом отверстии в соске, горизонтальном положении бутылочки, когда соска не полностью заполнена молоком, при общей мышечной гипотонии, связанной с незрелостью организма.

Аэрофагия чаще появляется у новорожденных с малой или очень большой массой тела при рождении. Дети бывают беспокойны после кормления, отмечается выбухание в эпигастральной области. Через 5-10 минут после кормления отмечается срыгивание неизмененным молоком. При аэрофагии необходимо провести беседу с матерью о правильной технике вскармливания. После кормления необходимо подержать ребенка вертикально в течение 15-20 минут, что способствует отхождению заглоченного во время кормления воздуха. Рекомендуется укладывать детей с возвышенным головным концом.
Срыгивание и рвота могут быть одним из важных симптомов при многих заболеваниях, связанных с патологией самого ЖКТ (первичные) и причинами, находящимися вне пищеварительного тракта (вторичные). Также выделяют функциональные и органические рвоты. Органические рвоты связаны с пороками развития ЖКТ. Выделяют 3 основные группы причин, приводящие ко вторичным рвотам:

  1. инфекционные заболевания,
  2. церебральная патология,
  3. нарушения обмена веществ.

Функциональные формы рвот

Наиболее частой функциональной патологией ЖКТ является недостаточность кардии. У новорожденных нет выраженного сфинктера в области перехода пищевода в желудок, замыкание кардии происходит клапанным аппаратом. Недостаточность кардии может быть обусловлена нарушением иннервации нижней части пищевода (часто отмечается при перинатальной энцефалопатии), повышением внутрибрюшного и внутрижелудочного давления при некоторых заболеваниях.
При недостаточности кардии срыгивания бывают сразу после кормления, в горизонтальном положении ребенка, частые, необильные. Рефлюкс-эзофагит, который развивается при этой патологии, может вызвать развитие сердечно-сосудистой недостаточности. У ребенка появляется цианоз, слабость, адинамия, тахиатритмия, одышка, увеличение печени, олигурия, появляются хрипы в легких.

Лечение. Ребенка рекомендуется укладывать на живот с приподнятым головным концом на 10°, дробное питание по 40-50 мл до 10 раз в день, профилактика аэрофагии. Из медикаментов назначают: бетанехол, домперидон (мотилиум), церукал или реглан за 30 минут до еды 3 раза в день.

Ахалазия пищевода (кардиоспазм) - стойкое сужение кардиального отдела вследствие нарушения иннервации как проявление врожденной патологии или различных заболеваний. При этом нарушается открытие кардии при глотании, отмечается атония пищевода, пища задерживается над спазмированной кардией и постепенно происходит расширение пищевода.
Основной симптом у новорожденных - рвота во время кормления только что съеденным молоком, затруднения при глотании, создается впечатление, что ребенок «давится» во время еды. В результате повторной аспирации могут возникать пневмонии.
Диагноз подтверждается при эндоскопическом и рентгенологическом исследовании.
Лечение. Рекомендуется дробное питание до 10 раз в сутки, большие дозы витамина В: внутримышечно, спазмолитики, седативные, 0,25%-ный раствор новокаина по 1 чайной ложке перед каждым кормлением, 2,5%-ный раствор аминазина и пипольфена, 0,25%-ный раствор дроперидола с новокаином - назначают по 1 ч.л. 3 раза в день за 30 минут до еды.

Пилороспазм - спазм мускулатуры привратника, приводящий к затруднению опорожнения желудка. Повышенный тонус пилорического отдела связан с гипертонусом симпатического отдела нервной системы вследствие перинатальной энцефалопатии, гипоксии. Обычно дети с пилороспазмом гипервозбудимы, непостоянные срыгивания появляются с первых дней жизни, по мере нарастания объема питания появляется рвота. Рвота ежедневная, в течение суток не одинаковое число раз, появляется рвота ближе к следующему кормлению, рвотные массы обильные, створоженным кислым содержимым без примеси желчи, объем не превышает объема съеденной пищи. Ребенок, не смотря на рвоты, прибавляет в массе, хотя недостаточно, вследствие чего развивается гипотрофия. Стул нормальный. Диагноз подтверждается рентгенологически.
Лечение. В начале кормления можно давать по 1 чайной ложке 10%-ной манной каши, что способствует механическому открытию привратника. Спазмолитическая и седативная терапия.

Органические формы рвот (пороки развития ЖКТ)

Атрезия пищевода - один из самых частых пороков развития пищевода, часто сочетается с нижним трахеопищеводным свищом. Клинические проявления: с первых часов жизни изо рта и носа у ребенка выделяется пенистая слизь, которая после отсасывания вновь накапливается, развивается аспирационная пневмония. Диагностировать атрезию пищевода можно с помощью зондирования, зонд не проходит в желудок (ощущается препятствие), быстро введенный воздух шприцем через зонд выходит с шумом обратно через нос или рот, а при нормальной проходимости бесшумно проходит в желудок. Лечение оперативное.

Врожденная кишечная непроходимость.
Причинами врожденной кишечной непроходимости могут быть пороки развития самой кишечной трубки (атрезии, стенозы, мембраны), пороки развития других органов, приводящие к сдавлению кишечника, закупорка густым вязким меконием.
Клинически врожденная кишечная непроходимость проявляется у новорожденных остро с первых дней или часов жизни. В зависимости от уровня препятствия делится на высокую и низкую кишечную непроходимость. При наличии препятствия в двенадцатиперстной кишке кишечная непроходимость проявляется как верхняя, а при имеющемся препятствии в тощей, подвздошной, толстой кишке - как низкая.
При высокой кишечной непроходимости содержимое, скапливающееся в желудке и двенадцатиперстной кишке, выделяется наружу с рвотой и срыгиванием. Рвота появляется в первый день или часы жизни, обильная, желудочным содержимым (иногда с примесью желчи), нечастая; если ребенка кормят, то рвота появляется после кормления, количество рвотных масс примерно соответствует количеству молока, полученному ребенком во время кормления. Обильная рвота может привести к обезвоживанию организма и развитию аспирационной пневмонии. Меконий отходит, а стула в последующем нет, отмечается длительное отхождение мекония (в течение 5-6 дней) малыми порциями. Отмечается вздутие живота в верхних отделах, которое исчезает после рвоты или опорожнения при зондировании, а затем возникает вновь. В остальных отделах живот может быть запавшим. Отмечаются симптомы эксикоза.
Диагноз подтверждается рентгенологически.
Низкая кишечная непроходимость. Почти сразу после рождения отмечается вздутие живота, не исчезающее после рвоты или искусственного опорожнения желудка. Меконий не отходит, отмечаются вместо стула комочки слизи, слегка окрашенные в зеленый цвет. Рвота появляется на 2-3-и сутки жизни, в рвотных массах может быть примесь кишечного содержимого («каловая» рвота), рвота более частая, чем при высокой непроходимости, но менее обильная. Общее состояние страдает значительно, выражены симптомы интоксикации, при поздней диагностике заболевания появляются симптомы перитонита: резко вздутый живот, не доступен глубокой пальпации, выражена подкожная венозная сеть на животе, отечность подкожной клетчатки в области передней брюшной стенки, особенно в нижних отделах, цианотичный оттенок кожных покровов на животе.
Диагноз низкой кишечной непроходимости подтверждается рентгенологически.
Предоперационная подготовка в роддоме: отмена энтерального питания, установить желудочный зонд для регулярного опорожнения желудка.

Атрезия анального отверстия и прямой кишки.

Выделяют:

  1. атрезии анального отверстия и прямой кишки без свищей;
  2. атрезии анального отверстия и прямой кишки со свищами (наружными - промежностными, внутренними - свищи с мочевой, половой системой).

При атрезии анального отверстия и прямой кишки можно увидеть отсутствие анального отверстия и отмечается отсутствие отхождения мекония.
Лечение оперативное или консервативное специализированное в хирургическом отделении.

Вторичные формы рвот (симптоматические)

Рвота может быть одним из симптомов инфекционного, церебрального заболевания, нарушения обмена веществ.

Рвоты, связанные с церебральной патологией. Наиболее частой причиной рвот и срыгиваний у новорожденных является патология ЦНС гипоксического, травматического или инфекционного генеза. Кроме рвоты у новорожденных отмечаются симптомы поражения мозга: монотонный слабый крик или пронзительный крик, стон, выбухание и напряжение большого родничка, синдромы угнетения или возбуждения ЦНС, судорожный синдром и др. Рвоты при поражении ЦНС связаны как с центральными механизмами: повышение внутричерепного давления, отек мозговых клеток, раздражение рвотного центра, так и с нарушениями вегетативной системы, регулирующей функции органов пищеварения, что приводит, в частности, к пилороспазму.
Рвота при патологии ЦНС может быть упорной «фонтаном» или проявляться срыгиваниями.
Лечение рвотного синдрома на фоне церебральной патологии - проводят лечение основного заболевания.

Алиментарные диспепсии. В виду имеющихся физиологических особенностей пищеварительной системы новорожденных любые погрешности в питании могут привести к диспепсическим расстройствам:

  1. быстрый перевод на искусственное вскармливание,
  2. кормление неадаптированными смесями,
  3. несоблюдение правил приготовления и хранения смесей,
  4. перекорм,
  5. беспорядочное вскармливание.

При нарушении расщепления углеводов, что часто бывает при допаивании ребенка сладким чаем, перекармливании сладкими смесями, отмечается вздутие живота, беспокойство, срыгивание, стул жидкий, водянистый, пенистый, желтый, может быть примесь зелени, с кислым запахом, в анализе кала большое количество йодофильных бактерий.
При нарушении переваривания белка стул рыхлый, желто-коричневый, с резким неприятным запахом, отмечается вздутие живота, запоры. X новорожденных встречается редко.
Наиболее частый вид диспепсии у новорожденных - это нарушение переваривания и всасывания жиров. Стул при этом имеет блестящий вид с белыми творожистыми комочками, в анализе кала обнаруживаются нейтральный жир и жирные кислоты.
Алиментарная диспепсия у новорожденных может привести к недостаточной прибавке массы тела, но при этой форме диспепсии практически не бывает потери массы и дегидратации, не бывает симптомов интоксикации.
Лечение. В течение 8-12 часов назначают дробное питье (глюкозо-солевые растворы, вода, 5%-ный раствор глюкозы). Затем возобновляют кормление грудным молоком, начиная с S положенного объема и течение 2-3 дней доводят до полного объема. Число кормлений увеличивают до 8-10 раз. При невозможности кормить ребенка грудным молоком подбирают адаптированную молочную смесь. Назначают бифидумбактерин, панкреатин, фестал и другое.
Применяют отвары трав, обладающие вяжущим действием: корневище лапчатки, кровохлебки, змеевика, плоды черемухи, черники, соплодия ольхи; трав, обладающих противовоспалительным действием - цветы ромашки, трава зверобоя, мята; ветрогонным действием - трава укропа, плоды тмина, фенхеля, стебли золототысячелистника, цветы ромашки, мята. Запаривают по 10 г на 200 мл воды, кипятят на водяной бане в течение 30 минут, остужают и доводят объем до 200 мл кипяченой, водой. Дают детям по 5 мл 3-4 раза в день за 15 минут до кормления.

Дисбактериоз . Плод внутриутробно при физиологической беременности стерилен, начинает заселяться микроорганизмами во время родов в родовых путях, после рождения в ЖКТ ребенка попадают микроорганизмы из окружающей среды. К концу первых суток кишечник ребенка заселяется разнообразными.микроорганизмами - кокки, энтеробактерии, дрожжи, условнопатогенные и патогенные - и развивается транзиторный дисбактериоз. К 7-8-му дню жизни устанавливается микробиоценоз кишечника новорожденного: главная микрофлора - 95% бифидобактерии, сопутствующая микрофлора - лактобактерии и нормальные штаммы кишечной палочки, остаточная микрофлора - сапрофиты и условно-патогенные микробы (энтерококки, непатогенные стафилококки, протей, дрожжи и др.), эта часть не должна быть более 1%.
Процесс становления нормальной микрофлоры кишечника стал более длительным, что связано с дисбиоценозом влагалища и кишечника матери и персонала родильных домов, несоблюдение гигиенических норм при уходе за новорожденными, позднее прикладывание ребенка к груди, снижение общей иммунологической реактивности новорожденного при патологии (асфиксии, родовой травме, внутриутробной инфекции, ГБН, кровопотере и др.), антибиотикотерапия.
Дисбактериоз - это качественные и количественные изменения состава кишечной микрофлоры.
Проявляется дисбактериоз упорными диспетическими расстройствами. Отмечается вздутие живота, срыгивание, снижается аппетит, стул разжиженный, учащенный, с зеленью, непереваренными частицами, неприятным запахом, отмечается медленное восстановление массы тела, плохая прибавка массы в течение первого месяца жизни.
Лечение. Кормить ребенка лучше всего грудным молоком, при отсутствии грудного вскармливания показаны смеси с биоактивными добавками - лизоцим, бифидобактерии, иммуноглобулины; обогащенные защитными факторами молочные смеси - адаптированные с добавлением ацидофильной палочки, лакто- или бифидобактерии, лизо-цима, иммуноглобулинов («Малютка», «Бифидолакт» и др.).
Медикаментозное лечение проводится в 2 этапа:
I этап - подавление роста условно-патогенных микроорганизмов. Если отмечается преимущественный рост стафилококка, кишечной палочки или протея, то назначают соответствующий бактериофаг. Если отмечается рост нескольких видов микробов, то назначают фурадонин или фуразолидон, бактисубтил в течение 5-7 дней.
II этап - нормализация микрофлоры кишечника: бифидумбактерин, лактобактерин, бактисубтил, панкреатин, фестал и другое. Срок лечения II этапа подбирают индивидуально, в среднем 3-4 недели.

Осложнения.
Дегидратация - наиболее частое и тяжелое осложнение гастроэнтерита. Потеря воды и электролитов (натрия, хлора, калия) через кишечник при диарее. Выделяют 3 степени дегидратации соответственно потере массы: I - до 5% массы; II - 6-10%; III - более 10%.
При среднетяжелой дегидратации может быть незначительное западение большого родничка, глазных яблок, сухость во рту слизистых оболочек, снижение диуреза. АД обычно нормальное, может отмечаться вялость или возбуждение ребенка.
Может снижаться АД, пульс учащается, слабого наполнения, характерно снижение диуреза. Ребенок очень вялый, могут быть судороги, в дальнейшем - потеря сознания, кома. В крови повышен гематокрит и гемоглобин, гипонатриемия, гипокалиемия. При сильной диарее ребенок может потерять более 15% массы за несколько часов, что обычно сопровождается гиповолемическим шоком.

Другие осложнения при ОКИ встречаются реже: сепсис, ДВС-синдром, пневмония, инфекция моче-выводящих путей, отит, менингит.
В диагностике имеет решающее значение высев патогенного возбудителя из кала. При исследовании испражнений наилучшие результаты получают при посеве в ранние сроки заболевания до начала антибактериальной терапии. Для исследования выбирают наиболее измененные частицы свежих испражнений.
Специфическая диагностика вирусных диарей осуществляется путем электронной микроскопии кала и различных иммунологических методов.

Лечение ОКИ

Основные принципы лечения ОКИ у детей:

  1. Диета.
  2. Регидратационная терапия.
  3. Ферментотерапия.
  4. Симптоматическая терапия.
  5. Этиотропная терапия.
  6. Синдромальная терапия.
  7. Наблюдение и контроль.

Дисбактериоз сегодня является одним из наиболее распространенных нарушений функционирования кишечника, которое характерно для всех возрастных групп. Зная основные признаки дисбактериоза у маленького ребенка, можно быстро начать лечение и предотвратить ненужные страдания малыша. Эта статья поможет вам в этом.

Причины возникновения

Развитие дисбактериоза возможно по причине многих факторов, так как такое состояние развивается в результате нарушения микрофлоры кишечника. У ребенка, в отличие от взрослого человека, данное состояние встречается достаточно часто.

В кишечнике человека имеется определенный набор микроорганизмов, являющийся нормой. Конечно, незначительные колебания микрофлоры в кишечнике не приводят к появлению недомогания. Но иногда, в некоторых ситуациях, наступает их дисбаланс, который и является причиной появления первых симптомов нарушения работы кишечника. Особенно часто дисбактериоз характерен для детей месячного возраста, а также до года жизни.

Причины, которые способствуют развитию дисбактериоза зависят от того, сколько лет человеку.

Рассмотрим основные причины, которые могут привести к дисбактериозу у ребенка. Здесь более подверженными являются дети до года. Такая ситуация объясняется очень просто. У ребенка до года наблюдается незрелость желудочно-кишечного тракта. Именно незрелость моторной функции у новорожденных является причинами частого дисбактериоза. Хотя после достижения детьми года, еще пару лет возможна недостаточная работа кишечника, что и является главной причиной возникновения дисбактериоза.

Помимо незрелости желудочно-кишечного тракта, у новорожденных и детей младшего возраста приводить к дисбалансу кишечной микрофлоры могут следующие причины:

  • преждевременное рождение;
  • искусственное вскармливание с самого рождения;
  • ранний перевод малыша на искусственные вскармливание молочными смесями;
  • позднее прикладывание ребенка к груди при грудном типе вскармливания;
  • неполноценное питание малыша.

Эти причины можно назвать первичными, так как они и вызывают дисбаланс в кишечнике у новорожденных.

Кроме этого существует, так сказать, вторичный дисбактериоз, который является лишь следствием определенных состояний. К вторичному нарушению микрофлоры кишечника могут приводить следующие факторы:

  • наличие нарушений в моторике кишечника. Это могут быть запоры или понос;
  • наличие у ребенка заболеваний, приводящих к нарушению всасываемости в кишечнике;
  • различные хронические заболевания кишечника и желудка. К таким заболеваниям относятся язвы, гастродуодениты, язвенный не специфический колит и прочее;
  • наличие у малыша определенных аллергических заболеваний - атопический дерматит, пищевая аллергия и пр.;
  • наличие в организме острых инфекционных заболеваний - грипп, различные кишечные инфекции, респираторные и вирусные, гнойничковые и прочее;
  • проведение различных хирургических вмешательств;
  • влияние на организм ребенка радиации. Причем влияние может быть самым минимальным;
  • прием лекарственных препаратов, особенно антибиотиков.

У детей до года спровоцировать подобное состояние могут следующие причины:

  • наличие в перинатальный период внутриутробного развития плода определенных нарушений здоровья матери;
  • длительное нахождение матери и ребенка в роддоме;
  • различные родовые патологии;
  • диспепсические нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта - срыгивание, рвота, дисфункция кишечника;
  • наличие состояния первичного иммунодефицита;
  • различного рода патологические явления. Например, в данную группу входят гипотрофия, анемия, рахит и другие;
  • прием противовоспалительных и гормональных препаратов;
  • постоянное пребывание новорожденного в неблагоприятных и стрессовых социальных условиях. Нахождение в таких условиях приводит к изменению психоневрологического статуса ребенка, что негативным образом сказывается на работе его кишечника;
  • частые простудные заболевания;
  • вдыхание ребенком табачного дыма (пассивное курение);
  • нерациональное и неправильное питание. Данный фактор особенно важен при диагнозе нарушений микрофлоры у детей нескольких лет жизни.

Вне зависимости от того, сколько ребенку лет, привести к дисбактериозу может наличие глистной инвазии. Кроме этого, недавно стало известно, что у детей разного возраста (особенно до трех лет) к нарушению микрофлоры кишечника могут привести вирус герпеса, хламидии пситацци, цитомегаловирус, хеликобактериоз.

Как видим, главными причинами развития дисбактериоза у детей, вне зависимости от того, сколько им лет, является несовершенство защитных механизмов организма, незрелость пищеварительной системы, а также влияние неблагоприятных факторов окружающей среды.

По последним факторам врачи выделяют определенные группы риска, склонные к появлению данного вида недомогания. Рассмотрим их более детально.

Для детей до года факторами риска являются:

  • низкая оценка малыша по шкале Апгар;
  • осложнения родовой деятельности;
  • мастит и бактериальный вагиноз у матери;
  • проведение реанимационных мероприятий у новорожденного;
  • наличие неблагоприятного преморбидного фона;
  • явления диатеза;
  • соматические патологии развития.

Для детей 6-16 лет факторами риска являются:

  • нерациональное питание;
  • нахождение долгое время в закрытых коллективах;
  • наличие определенных хронических заболеваний, эндокринопатии, аллергии, вегетососудистой дистонии, частых ОРВИ;
  • гормональная перестройка организма ребенка во время периода полового созревания.

Также для взрослых детей дополнительными факторами риска могут выступать:

  • неправильное или плохо сбалансированное питание;
  • наличие болезней пищеварительного тракта;
  • длительное употребление антибиотиков, а также нестероидных противовоспалительных препаратов;
  • проведение гормональной терапии;
  • лучевая и химиотерапия;
  • длительные и сильные стрессы;
  • возрастные изменения, характерные для определенного возрастного периода;
  • употребление в пищу некачественной воды и консервантов;
  • длительное проживание на территории с плохим экологическим фоном;
  • наличие заболеваний кишечника;
  • сильные умственные или физические перенапряжения.

Таким образом, существует целый перечень факторов, которые могут спровоцировать появление дисбактериоза у новорожденных. В то же время, есть группа факторов, которые приводят к нарушению микрофлоры кишечника вне зависимости от того, сколько человеку лет.

Ведение правильного образа жизни, сбалансированное питание и подвижный распорядок дня могут в значительной мере снизить риск появления дисбактериоза.

Признаки

Признаки, по которым можно выявить дисбактериоз у человека, зависят от возраста. Кроме этого, бывают ситуации, когда выявить нарушение микрофлоры кишечника можно только сделав микробиологическое исследование. Помимо этого, бессимптомное протекание дисбаланса может быть на ранних стадиях формирования нарушений в работе кишечника.

Знание признаков, которые сопровождают нарушение микрофлоры кишечника, поможет вам правильно диагностировать сбой в работе пищеварительного тракта у ребенка и принять соответствующие меры по его устранению.

Рассмотрим, какие признаки дисбактериоза характерны для каждого возраста.

У грудничков

У новорожденных детей признаки дисбактериоза появляются в 95% случаях. Особенно часто он развивается у детей до года, что обусловлено физиологическими особенностями работы кишечника в этом возрасте.

Признаки дисбактериоза у грудничков:

  • метеоризм;
  • вздутие живота;
  • частый плач;
  • неприятный запах из ротовой полости;
  • частые боли в области живота;
  • кожные покровы сухие;
  • развивается аллергический дерматит;
  • наблюдается повышение слюноотделения;
  • в ротовой полости появляется молочница, а также на слизистых развивается стоматит;
  • частые запоры;
  • понос. Он может длиться свыше 2-3 дней;
  • наличие рвоты;
  • снижение или полное отсутствие аппетита. В результате ребенок не набирает требуемую норму по массе.

Особое внимание следует уделить стулу новорожденного. В нем при дисбактериозе появляются кровянистые прожилки, пена или зеленая слизь. При этом стоит помнить, что для грудничков в норме характерен стул желтого цвета. Он по запаху и консистенции напоминает сметану. Наличие в нем небольшого количества пены и слизи также считается нормой. При этом, если ребенок уже получает дополнительный прикорм, то в стуле могут содержаться не переваренные кусочки пищи. Поэтому не стоит быть тревогу и бежать к врачу, если с изменением питания стул также изменился, а других признаков не наблюдается.

Кроме этого, ребенок, который имеет нарушения работы пищеварительной системы по типу дисбактериоза, ведет себя беспокойно. Он плохо спит, часто плачет из-за болезненных спазмов, возникающих в кишечнике. Они носят приступообразный и периодический характер. Зачастую они появляются через 1,5-2 часа после кормления новорожденного. Спазмы практически всегда сопровождаются вздутием живота, усиленным газообразованием, а также урчанием кишечника. Из-за этого и происходят срыгивания или рвота.

Если дисбактериоз приобрел тяжелую стадию, то у грудничков она сопровождается синдромом мальабсорбции. В результате развития этого синдрома возникают нарушения всасываемости в тонком кишечнике питательных веществ. Это приводит к появлению поноса. Стул становится пенистым с гнилостным или кислым запахом. И, как следствие, происходит потеря ранее набранной массы тела.

Наличие синдрома мальабсорбции свидетельствует о том, что дисбактериоз является только сопутствующем проявлением другой патологии, а не отдельным состоянием. Поэтому в данной ситуации необходим осмотр ребенка у специалиста и назначение адекватного лечения.

У новорожденных бывает два типа дисбактериоза:

  • компенсированный;
  • некомпенсированный.

Компенсированный тип дисбаланса микрофлоры не имеет клинических проявлений. Вес ребенок набирает хорошо, характерен нормальный сон и умеренное количество плача в день. При нем малыш чувствует себя удовлетворительно, а дисбактериоз обнаруживается случайно при исследованиях микрофлоры кишечника по другим причинам.

Некомпенсированный тип имеет все клинические проявления, которые были описаны выше. В такой ситуации диагностика и лечение необходимы, так как причиной возникновения дисбаланса в микрофлоре кишечника могут служить различные заболевания желудочно-кишечного тракта.

Стоит отметить, что для грудничков необходимо лечить оба типа дисбактериоза, в то время как дети более старшего возраста могут избежать лечения при компенсированном типе нарушений.

У взрослых детей

Для взрослых детей имеются некоторые отличия в специфике проявления нарушений работы кишечника в виде дисбаланса микрофлоры. Наиболее часто дисбактериоз у взрослых детей сопровождается определенными клиническими проявлениями в зависимости от стадии течения нарушения.

На первой стадии явных признаков нарушения человек не испытывает. Возможно появление урчания в животе. На данной стадии, при устранении причины, вызвавшей нарушение микрофлоры (например, завершение курса приема антибиотиков), микрофлора самостоятельно восстанавливается.

Для второй стадии характерны следующие симптомы:

  • снижение аппетита;
  • появление во рту неприятного привкуса;
  • иногда появляется тошнота и рвота;
  • вздутие живота и метеоризм;
  • запоры или диарея.

Эти симптомы очень схожи с другими заболеваниями пищеварительного тракта и по ним невозможно определить наличие именно дисбактериоза. Но их наличие является поводом для обращения к врачу.

На третьей стадии проявляются следующие симптомы:

  • боли в животе;
  • наблюдается прогрессирование симптомов второй стадии;
  • стул содержит патологические примеси, а также кусочки не переваренной пищи.

Для четвертой стадии характерна такая клиническая картина:

  • развивается авитаминоз и анемия;
  • все вышеописанные симптомы прогрессируют;
  • появляется бессонница;
  • ребенок чувствует себя постоянно усталым;
  • снижаются умственные и физические возможности;
  • развивается апатия и депрессия.

При отсутствии лечения четвертая стадия может привести к еще более тяжелым состояниям.

Оценивая вышеприведенные данные можно заключить, что дисбактериоз является достаточно серьезным нарушением в работе пищеварительного тракта. Поэтому не нужно его запускать, а следует при появлении первых признаков недомогания (особенно у грудничков) немедленно обращаться к врачу за медицинской помощью.

Видео «Чем лечить дисбактериоз у деток»

Каждый родитель не понаслышке знает, что такое кишечная инфекция у малыша. Доктор Комаровский постарается объяснить, как с ней бороться и не допускать ее появления.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!