Аксессуары. Бренды. Мода и стиль. Отношения. Шопинг

Тест изучения интеллекта бине симона. Бине-симона умственного развития шкала

Новый шаг в развитии метода тестов был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине (1857-1911), создателем самой популярной серии тестов.

До А. Бине определялись, как правило, различия в сенсомоторных качествах - чувствительности, быстроте реакции и т.д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами "ум", "интеллект". Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности .

В 1904 г. министерство образования поручило Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщего образования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. А. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г.Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. А. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 чел.). Для каждого возраста свои определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80- 90%). Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет - 6 заданий.

Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с предъявления тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания старшей возрастной группы. Если он решал не все, а некоторые из них, испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, ему давались задания, предназначенные для младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решались испытуемым. Если кроме того ребенок выполнял также некоторое количество заданий, предназначенных для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом "умственных" месяцев. Тогда к числу лет, определяемых базовым умственным возрастом, прибавлялось и некоторое число месяцев .

Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст выше хронологического).

Вторая редакция шкалы Бинепослужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэндфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным, что был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить этот недостаток, Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Другим нововведением стэндфордских психологов явилось использование понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения (х) был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (<т) равнялась 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал х ± <т, (ограниченные числами 84 и 116), считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (более 116), ребенок считался одаренным, а если ниже 84, умственно отсталым.

Итак, детям предлагаются следующие задания:

1. Показать свои глаза, нос, рот.

2. Повторить предложение длиной до шести слов («Я очень люблю свою добрую маму»).

3. Повторить по памяти два числа.

4. Назвать нарисованные предметы.

5. Назвать свою фамилию.

В диагностический журнал, на страницу, отведенную для младшей группы, вносятся условные обозначения, позволяющие быстро фиксировать результаты выполнения заданий (таблица 1):

Задание выполнено – «+»;

Задание выполнено не полностью – «+?»;

Задание не выполнено – «-».

Таблица 1

п/п

Фамилия,

имя ребенка

Глаза

Предложение

Числа

Предметы

Фамилия

корова

лошадь

собака

мишка

белка

Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи. Психолог может оценить уровень развития внимания и речи, используя наблюдения за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.

Для исследования внимания малыша используется игра «Что изменилось?». Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика (формочки) и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняют и предлагают ребенку определить, что изменилось. Результаты этого и последующих заданий фиксируются в сводной таблице (таблица 2) с помощью условных обозначений.

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам» . Перед ребенком раскладывают набор кружочков диаметром 3 см, окрашенных в основные цвета (по два на каждый цвет), и коробочек соответствующего цвета. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).

Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают семь картинок с изображением знакомых предметов. Дается инструкция без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний» , в ходе которой выявляется умение производить анализ, синтез, делать обобщения. Ребенку поочередно предлагают три таблицы, на которых изображены четыре геометрические фигуры: на первой таблице фигуры отличаются величиной, на второй – цветом, на третьей таблице фигуры отличаются величиной и формой, необходимо выделить форму .

Таблица 2

Остановимся на другом типе индивидуальных тестов, предназначенных для тех же целей, что и шкала Стэнфорд-Бине. В 1939 г. была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера-Белльвью. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур .

Тест Бине-Симона - средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А.Бине и Т.Симоном .

Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст. Понятие «умственного возраста » было использовано А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. как количественный показатель развития интеллекта. Это - характеристика интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором - по среднестатистическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. По мнению Бине, этот уровень не зависит от обучения, а определяется лишь генетическими факторами.

Вторая версия шкалы, 1908 г., была соотнесена с возрастами от 3 лет до взрослого состояния, а третья, 1911 г., была несколько отредактирована и дополнена.

Тест Векслера. Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в нашей стране стал тест Д. Векслера (1939). Векслер отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия . Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.

Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.

Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста - диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием.

Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.

Версии теста Д.Векслера для взрослых состоят из 11 субтестов, версия для детей - из 12. Все версии имеют две шкалы: шкалу действия и словесную шкалу . Векслер полагал, что сумма баллов, полученных за все задания теста, характеризует общий интеллект, а сумма по каждой из шкал - невербальный и вербальный интеллекты.

Субтесты: 1) Осведомленность, 2)Понятливость, 3)Арифметический, 4)Сходство, 5)Словарь, 6)Запоминание цифр, 7)Недостающие детали, 8)Последовательные картинки, 9)Кубики Кооса, 10)Сложение фигур, 11)Шифровка 12)Лабиринты.

Таким образом, тест должен был измерять три способности. Однако факторный анализ результатов применения «взрослой» версии теста показал, что тест на самом деле измеряет четыре способности: 1) общий интеллект, 2) словесное понимание, 3) перцептивную организацию, 4) способность, которая влияет на выполнение субтестов «Запоминание цифр», «Арифметический», «Шифровка».

Тест «Последовательные картинки», при выполнении которого испытуемый должен упорядочить «комическую историю», считается сложным: успешность его выполнения зависит как от перцептивной организации, так и от вербального понимания.

Выполнение каждого субтеста требует комплекса способностей. Поэтому следует подробно анализировать процесс выполнения отдельных субтестов. Важнейшее значение имеет анализ профиля, в частности, соотношение успешности выполнения субтестов, оценка степени разброса результатов относительно индивидуального среднего уровня (степень «пилообразности» профиля) и т.д. Каждый из дополнительных индексов имеет важное диагностическое значение .

Прогрессивные матрицы Равена - батарея тестов, разработанная английским психологом Дж.Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Имеет 2 варианта: 1) для взрослых и подростков с 12 лет и 2) для детей 5 - 11 летнего возраста.

Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка („матрицы“), представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет.

Методика Равена - одна из наиболее сильных методик для исследования невербального интеллекта человека. Она предназначена для определения уровня развития логичности мышления человека, развития способностей к выявлению закономерностей и построению в соответствии с ними новых объектов.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра . Тест структуры интеллекта был разработан Р.Амтхауэром в 1953 году для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.

Растущий интерес отечественных психологов к указанному тесту объясняется рядом преимуществ, отличающих его от известных методик исследования интеллекта Векслера, Равена и других.

Прежде всего, тест структуры интеллекта Амтхауэра пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований, что особенно важно в условиях обследования больших контингентов ограниченным числом психодиагностов.

При этом указанный тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с помощью теста Векслера.

Тест структуры интеллекта был составлен Р.Амтхауэром в трех вариантах , два из которых являются равноценными и применимыми на выборках лиц с различным профессиональным и жизненным опытом. Тест составлен из 9 групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

При нормировании стандартных показателей он придерживался возрастного критерия.

Субтесты:

1 - включает задания, ориентированные на исследование словарного запаса испытуемого ("чувство языка" по Амтхауэру),

2 - способности к абстрагированию,

3 - способности выносить суждение и умозаключение,

4 - способности к обобщению,

5 - математические способности,

6 - математические способности ("ряды чисел"),

7 - комбинаторное мышление ("геометрические фигуры"),

8 - пространственное воображение ("кубики Кооса"),

9 - способность к запоминанию и воспроизведению наглядной информации.

Векслер: шкала для измерения уровня интеллектуального развития (детский вариант WISC, взрослый вариант WAIS) состоит из 11 субтестов , составляющих вербальную (1-6) и невербальную (7-11) шкалы:

1) общая осведомленность – уровень простых знаний;

2) понимание смысла выражений – способность к суждениям

3) арифметика – легкость оперирования числовым материалом

4) нахождение сходства – понятийное мышление

5) запоминание цифр – память

6) словарный запас – вербальный опыт, умение давать определения понятиям

7) шифровка/цифровые символы – зрительно-моторная скорость

8) недостающие детали/завершение картинок – зрительная наблюдательность, способность выявлять существенные признаки

9) конструирование блоков – двигательная координация, визуальный синтез

10) последовательные картинки – способность организации целого из частей, понимание ситуации, экстраполяция

11) складывание фигур – способность к синтезу целого

Определяется IQ-вербальный, IQ-невербальный, IQ-общий.

Нормы : 130 и выше – очень высокий интеллект, 120-129 – высокий интеллект, 110-119 – хорошая норма, 90-109 – средний уровень, 80-89 – сниженная норма, 70-79 – пограничный уровень, 69 и ниже – умственный дефект.

Равен: прогрессивные матрицы, измерение интеллекта через выявление соотношений между абстрактными фигурами. Есть два варианта: цветной (более простой, для детей 5-11 лет и взрослых после 65 лет) – 12 матриц, 3 серии и черно-белый - 60 матриц (композиций) на 5 серий; стандартный IQ показывает в каком соотношении оказывается результат данного человека к величине распределения результатов для его возраста.

Амтхауэр: измеряет интеллект у людей 13-61 года. Разрабатывался как тест диагностики общих способностей в сфере профессиональной пригодности, состоит из 9 субтестов:

1) логический отбор – индуктивное мышление, чувство языка

2) определение общих черт – способность к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями

3) аналогии – комбинаторные способности

4) классификация – способность выносить суждение

5) счет – уровень практического математического мышления

6) ряды чисел – индуктивное мышление, способность оперировать математическими закономерностями

7) выбор фигур – пространственное воображение, комбинаторные способности

8) кубики – пространственное мышление

9) запоминание слов – способность сосредоточить внимание, память

Подсчитываются баллы по каждому из субтестов, баллы переводятся в шкальные оценки, чертится профиль, определяющий способности к практической или теоретической деятельности.

Бине-Симон: шкала умственного развития. Первоначально (1905) содержала 30 тестов расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически на основе данных по выборке 50 нормальных детей 3-11 лет и незначительного количества слабоумных. Следующая редакция (1908) позволила выделять разные уровни интеллектуального развития нормальных детей (уровень=«умственный возраст»). Третья редакция (1911) продлила шкалу до уровня взрослых, но по-прежнему не предусматривала определение IQ. Затем преобразована в шкалу Станфорд-Бине, где введен IQ:

умственный возраст

календарный возраст r 100 (IQ меньше 100 – субнорма)

Тест оценки умственного развития Бине - Симона.

В 1905 г. по заказу министерства образования Франции А. Бине впервые разработал методику, с помощью которой можно было оценивать умственное развитие детей. Для каждого возраста были разработаны тесты умственного развития, которые решались детьми определенного возраста из экспериментальной выборки, составляющей 300 испытуемых. Решение задач 80-90% детей являлось критерием оценки нормы данного хронологического возраста.

Испытание начиналось с выполнения нормативных заданий. Если испытуемый справлялся с предложенным тестом, ему предлагались задания для более старшего возраста. Если же он не мог решить задачу, тестирование прекращалось. Максимальный возраст, задания которого удавалось решить ребенку, фиксировался как его базовый умственный рубеж.

Детям младше шестилетнего возраста предлагалось выполнить четыре задания, детям старше шести лет - шесть. Каждое задание, выполненное сверх возрастного норматива, отражало два месяца (6 задач по 2 месяца =12 месяцев). Например, если ребенок, хронологический возраст которого шесть лет, решил все задачи для шести лет и выполнил три задания для семи лет, то его умственный возраст составит шесть лет и шесть месяцев. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось либо показателем умственной отсталости (когда ребенок не справился с нормативными задачами своего возраста), либо одаренности (когда ребенок решил задачи старшего норматива).

Американский психолог Л. Термен является соавтором теста Вине - Симона. Усовершенствовав данный тест (шкала Стэнфорд - Вине), он привел его к так называемому показателю интеллектуальности. В настоящее время этот показатель наиболее популярен при исследовании общих ментальных способностей людей. Коэффициент интеллектуальности позволяет соотнести уровень испытуемого со средним уровнем социальной, возрастной или профессиональной группы.

Шкала Стэнфорд - Вине построена на основе закона нормального распределения Гаусса - Лапласа. Средний показатель, соответствующий популяционной норме, составляет 100 баллов. В так называемую зону средних, ограниченную стандартным отклонением ±15-16 баллов, попадают значения показателей IQ приблизительно 68% испытуемых. Остальные результаты представляют высокие и низкие показатели IQ. Людей с очень низким и очень высоким уровнем способностей крайне мало (рис. 3.1). Если результат ребенка выше тестовой нормы и достигает 116 баллов, то он, по мнению авторов, считается одаренным.

Шкала Стэнфорд - Вине применяется во всем мире, известна в нескольких редакциях (1937, 1960, 1972, 1986).

Однако со стороны психологов можно услышать много критики в ее адрес.

Рис. 3.1.

«Прогрессивные матрицы» Дж. К. Равена предназначены для оценки способности человека к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из невербальных заданий (матриц), что имеет большое значение, так как это уменьшает влияние на его результаты знаний, полученных в процессе жизнедеятельности испытуемых .

В инструкции к методике дается информация только о процессуальной стороне решения задач. Принципы, заложенные как решающие правила, не раскрываются.

Методика состоит из 60 таблиц-заданий (пять серий). В каждой серии таблицы составлены в порядке возрастания трудности и усложнения от серии к серии. Испытуемые, просматривая матрицы, выявляют определенную закономерность и выбирают верный, с их точки зрения, ответ. Серия «А» построена на принципе установления связей в структуре матриц, использования операции дополнения целостной структуры недостающим фрагментом. Серия «В» - на принципе аналогии между парами фигур, использования умственной операции поиска аналогичных признаков в рисунках, а также определения оси симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия «С» - по принципу прогрессивных изменений в структуре матриц, используется операция поиска принципа развития рисунка матриц. Серия «D» - по принципу перегруппировки фигур и поиска этой перегруппировки в горизонтальном и вертикальном направлениях. «Серия Е» основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы, используются умственные операции анализа и синтеза.

Правильность решения заданий-матриц проверяется при помощи «ключа» и оценивается в соответствии с таблицей перевода в баллы (приложение 3). На решения всех заданий отводится 20 мин.

Интеллектуальный тест CFIT (дословный перевод с английского - «свободный культурный интеллектуальный тест»), созданный в 1949 г. Р. Б. Кеттеллом и А. К. Кеттеллом, принадлежит к свободным от культурологического влияния тестам . Он появился как результат усилий авторов в преодолении недостатков при измерении общих интеллектуальных способностей (интеллигентности) с помощью традиционных методик. Эти методики содержат преимущественно вербальный материал, отражающий свойства культурных наслоений социума, к котрому принадлежали их составители.

Среди многочисленных переводов и адаптации тестов Бине самым жизнеспособным оказался тест Стэнфорд Бине (рестандартизация 1972 г.). Он предназначен для измерения IQ с 3 лет и до взрослого возраста. Однако, по мнению западных психологов, шкала Стэнфорд Бине не пригодна для тестирования взрослых, и в первую очередь тех, чье интеллектуальное развитие находится в пределах и выше нормы.

Основываясь на собственном опыте, можно сказать, что эта шкала наиболее применима для обследования детей от 3 до 5 лет, поэтому здесь приводятся субтесты только для этих возрастов, а обследование детей с 4 лет и старше лучше проводить с использованием тестов Векслера WPPSI и WISC.

Батарея тестов для каждого возрастного уровня состоит из шести тестов.

Тесты внутри каждого возрастного уровня примерно одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возрастного уровня предусмотрен запасной тест этой же степени трудности, применяющийся по мере необходимости вместо любого из тестов этого уровня, например когда один из основных тестов нельзя использовать, поскольку он не подходит данному индивиду или что то мешает его предъявить.

Четыре теста из каждого уровня в соответствии с их валидностью и репрезентативностью отбираются для сокращенной шкалы, которой пользуются в тех случаях, когда время не позволяет предъявить шкалу полностью. Сравнения IQ, полученных по полной и сокращенным шкалам на разных группах испытуемых, проведенные западными психологами, установили достаточно полное соответствие между ними, корреляция приблизительно так же высока, как коэффициент надежности полной шкалы. Среднее значение IQ, однако, слегка снижается на короткой шкале. Это расхождение проявляется и при сравнении числа испытуемых, показавших в каждом из вариантов шкалы более высокие результаты. Свыше 50 % из них в коротком варианте по сравнению с полным получают более низкие значения IQ и только у 30 % значение IQ выше.

Так же как и большинство тестов интеллекта, тест Стэнфорд Бине требует хорошо подготовленных экспериментаторов, так как предъявление и обработка многих тестов достаточно сложны. Поэтому четкое проведение теста невозможно без достаточного знакомства и опыта работы со шкалой. Нерешительность и неумелость могут губительно сказаться на взаимопонимании с ребенком. Незначительные изменения в словесных формулировках могут изменить трудность заданий. Проведение теста усложняет также необходимость его обработки сразу же после предъявления, поскольку последующее проведение испытания зависит от того, как выполнил ребенок задания предыдущих уровней.

Многие клиницисты относятся к тесту Стэнфорд Бине не только как к стандартизованному тесту, но и как к диагностическому интервью. Тест Стэнфорд Бине позволяет наблюдать методы интеллектуальной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может также судить о некоторых личностных качествах, таких как уровень активности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться. Конечно, любые качественные наблюдения во время проведения теста Стэнфорд Бине необходимо фиксировать именно как наблюдения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные тестовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от умения, опыта и психологического чутья психолога.

В тесте Стэнфорд Бине ни один испытуемый не проверяется на выполнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для проведения тестирования маленьких детей требуется 30–40 минут.

Если обследуемый ребенок справляется со всеми предложенными заданиями для детей трехлетнего возраста, то этот уровень его развития называется базовым возрастом.

Тестирование продолжается по возрастающей (для четырех лет, пяти лет) до тех пор, пока на каком то уровне испытуемый во всех тестах ни начинает терпеть неудачу. Этот уровень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Задания обрабатываются по принципу «все или ничего». В инструкции к каждому тесту устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Определенные тесты даются на разных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уровня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен ребенок. Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают определенный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме того, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст индивида в шкалах Стэнфорд Бине определяется принятием базового возраста и прибавлением к нему двух добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня.

Например, обследуется ребенок 3 лет и 2 месяцев (38 месяцев – это календарный возраст). Ребенок справился со всеми заданиями для трех лет; значит, его базовый возраст равен 36 месяцам. А далее он справился с двумя заданиями для четырехлетнего возраста. Следовательно, ему прибавляется еще четыре месяца (за каждое задание по два месяца). Так как ни с одним заданием для детей пяти лет он не справился, его умственный возраст равен 40 месяцам. IQ высчи тывается по формуле:

то есть (40:34) × 100 = 110.

Для возраста 3 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Указать: нос, глаза, рот, волосы (норма – 3 ответа из 4).

2. Назвать: ключ, чашка, перочинный нож, часы, карандаш (3 из 5).

3. Назвать три предмета на каждой картинке (1 из 3; рис. 1–3):

а) «Мать и дочь»;

б) «На реке»;

в) «У почты».

4. Назвать свой пол («Скажи, ты мальчик или девочка?»).

6. Повторить фразу в 6–7 слогов (1 из 3):

а) «У нас есть котенок»;

б) «Петя дал мне игрушку»;

Дополнительный тест. Повторить 3 ряда цифр (1 из 3): 6 4 1; 3 5 2; 8 3 7.

Дополнительные тесты предлагаются только в виде исключения в тех случаях, когда почему либо нельзя использовать тот или иной основной тест. Замена неправильно решенного основного теста дополнительным не допускается.

Для возраста 4 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение линий. Предлагается 3 варианта (3 из 3): Какая линия длиннее, а какая короче?

___________________________________________________________

_________________________________________

2. Различие форм: круг_______ квадрат_________ треугольник_________

4. Срисовать квадрат (1 из 3): 1 2 3.

5. Вопросы первой степени трудности «Что надо сделать?» (2 из 3):

а) Когда тебе захочется спать________________________;

б) Когда тебе холодно________________________;

в) Когда тебе захочется есть________________________.

6. Повторить 4 цифры (1 из 3): 4 7 3 9; 2 8 5 4; 7 2 6 1.

^ Дополнительный тест. Повторить фразу в 12–13 слогов (1 из 3 без ошибок или 2 раза с одной ошибкой в каждой фразе):

а) «Его зовут Максим. Он учится в школе»;

б) «Саша услышал свисток и увидел поезд»;

в) «Летом в лесу было много грибов и ягод».

^ Для возраста 5 лет (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение тяжестей (2 из 3): 3 15 г________ 15 3 г_______ 3 15 г _________.

2. Назвать 4 цвета на кубиках (без ошибок): красный ________желтый _______синий _________зеленый_______.

3. Эстетическое сравнение. «Какие люди тебе больше нравятся в каждой паре?» (без ошибок):

Верхняя пара ________Средняя пара ___________Нижняя пара_______.

4. Для чего используются следующие предметы (4 из 6)?

Стул______________? Кукла______________?

Автомобиль______________? Карандаш______________?

Вилка______________? Стол______________?

5. Складывание прямоугольника из двух треугольников (2 из 3; 1 минута на каждое выполнение):

6. «Запомни и выполни три поручения» (без ошибок): Положить ключ на стол.

Закрыть дверь______________. Дать коробочку______________

Дополнительный тест. Назвать свой возраст.

средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном. Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, сгруппированных по критерию повышения трудности в соответственные возрастные когорты: каждая задача данной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его возраст умственный.

БИНЕ-СИМОНА ТЕСТ

англ. Binet-Simon Scale) - тест для измерения развития интеллекта, предложенный в 1905 г. фр. психологами Л. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет), недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастающей трудности. Задачи подбирались т. о., чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка.

При личном участии Бине тест дорабатывался и публиковался в новых версиях (1908, 1911). Б.-С. т. переводился, адаптировался и модифицировался в разных странах мира. Наиболее известная модификация была создана амер. психологом Л. Терменом (тест Стэнфорд-Бине). Однако во всех редакциях Б.-С. т. направлен, в основном, не на выяснение способностей, а на оценку понимания и сообразительности, развиваемых в процессе обучения и воспитания. Коренной недостаток этого теста состоит в том, что авторы его игнорировали факт значительного влияния обучения и всего опыта личности на успешность выполнения задания.

Тест Бине - Симона

Словообразование. Происходит от англ. test - испытание, исследование.

Специфика. Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст.

Контекст. В последующем были созданы модификации этого теста, из которых наибольшей популярностью пользовался тест Станфорд - Бине, сконструированный американским психологом Л.Терменом в Станфордском университете.

Бине-Симона тест

Binet-Simon, 1917) - тест на исследование уровня развития интеллекта, используемый в возрасте испытуемых до 18 лет. Наиболее основательной ныне считается версия теста Бине-Симона, разработанная А.Терменом из Стенфордского университета США (1960) - тест интеллекта Стенфорд-Бине. К сожалению, тестирование на интеллект в нашей стране используется сравнительно редко и бессистемно, отчего на практике возникают достаточно сложные проблемы, особенно касающиеся разграничения нормального и задержанного умственного развития (олигофрении, пограничной умственной отсталости, а также умственной осталости, вызванной влиянием других причин).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!