Аксессуары. Бренды. Мода и стиль. Отношения. Шопинг

Кто является второй женой ламы оле нидала. Оле нидал

Оле Нидал как лама

Важно знать о ламах:

Оле Нидал как лама и как духовный инвалид — вся правда про необуддийскую секту ККОН

Ко мне назрел вопрос со стороны «практикующих» буддистов из традиции ККПОН (Карма-Кагью по Оле Нидалу или Камцанг Кагью).

«…В вашем первом видео размещенном на Youtube о нашем учителе и ламе Оле Нидале, вы высказались отрицательно относительно его деятельности (как о личности), и в тоже время позитивно относительно его широкой деятельности как популяризатора буддизма Алмазного пути . Прошу вас, дорогой, (как вы там себя называете?), прояснить ситуацию, относительно вашего мнения, интересно, что вы думаете и почему именно так вы думаете или почему у вас такая точка зрения об Оле и его личности?

Благодарю заранее за ответ!

С уважением…»

Ну во-первых хочу сказать, что критика учителей совсем дело не благодарное, а в особенности целой традиции. И мне приходится это делать, потому что все остальные тупо привыкли жить, плыть по течению или быть бесчувственным, и безразличным бревном. Скажу, вам сразу я не из таких, кто плывет сверху и слепо бросается в полымя или не зная брода в воду.

В целом можно и нужно критиковать в традиции Кагью, но наверное, ученикам критиковать своего учителя не стоит. Вообщем-то подобная тема запрещена в ламаизме или Ваджраяне. Но я не гелукпинец и не последователь секты Карма-кагью (печалька для них видимо), мне можно все получается, да, но в рамках приличия и соц норм.

И при условии, если вы готовы принять всю правду об Оле Нидале, то читайте, дальше, если нет, то смотрите другие статьи на английском и на немецком об этом шарлатане и его секте, или покиньте этот сайт, пожалуйста! Это ваш выбор — личный.

Теперь сначала с чего начать с плохого обзора или с хорошего?..

Ну, думаю вначале начнем с плохих сторон Оле Нидала, потом обсудим хорошие. Только факты и никакого фейка, вся правда об «ламе».

Оле Нидал как духовный инвалид — косячник или просто неудачник

Ну, что готовы к правде? Тогда вперед. Первое — Оле Нидал учит пхове, в то время, как пхове учат стариков, раковых и безнадежно больных перед тем как им предстоит быстро умереть для лучшего рождения. Далее в тантре 6 йог Наропы , это вообще как бы, завершительная практика или сопутствующая после иллюзорного тела и осуществления туммо. Где такое есть у Оле Нидала?

Второе . Оле Нидал учит тому, что модно, что в тренде, как может лама учить подобным вещам? Менстрим получается, а как же традиция, линия преемственности, ценности лам, гуру-основателей, учения и все такое прочее и очень важное, забыто, выброшено на помойку?

Третье . Как человек, который не был в 3 годовом ритрите и не прошел полный курс обучения, а главное бывший наркоман, может учить кого-то тантре или хотя бы махамудре? Непонятно. Разве что он может учить приему наркотиков или тому, как грамотно пить, но не стать алкашом.

Четвертое . Как появился новоиспеченный 17 Кармапа в секте Оле Нидала? Из воздуха, сработала «тибетская система «подложи-получи «. Благодаря записочке в талисмане? Да ну!

Оно и понятно Далай-лама 14 лошара и предатель, купленый с потрашками за китайский лавандос, короче Далай-лама Тензин Гьяцо — просто китайский коммунист и их Кармапа подделка. Ага!

Почему её не предъявили миру записку и графологи и эксперты не проверили её? Не сростается как-то!


Пятое . Важно знать, что Оле Нидал учит людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Добрый такой ага — сострадательный гуру-гей , а как же обще буддийские понятия (5 не-мужчин и тантрические правила как бы не при чем) и понятия традиции Кагью, как бы не причем?! Оригинал пряма! Первопроходец, думается он просто не из Кагью вообще, раз не следует ценностям Марпа Кагью .

Шестое . Бред, постонный бред, ахинея и несуразица, которые несет Оле Нидал на лекциях можно слушать только если параллельно он рассказывает анекдоты (так хоть выглядит, хотя бы как клоун или юморист), иначе этот сумбур превращается в потраченные на ветер время и деньги. Дхарма как бы бесплатно и от учителя образованного идет. Ну и где все это?

Седьмое . Для начала стоило бы Оле Нидалу и его ученичкам изучить 4 Неизмеримых и прочие базовые учения, а не молоть всякий раз ахинею, по поводу медитации и Тантр. Для человека, который ничего толком не изучал и не знает, выгляди очень позорно! Стыдно Оле — стыдно!

Восьмое . Зачем и по какого лешего отправлять путешествующих по миру , с лекциями о медитации и Тантре, учителей * (ссори, а они уже не учителя, они уже так себе, дружки непонятные, дело в том, что ситуация изменилась и теперь нет учителей в Карма Кагье Оле) в поездки, если эти учителя даже не отличают саттипатхану от шинэ или лхатонг от лоджонга, а бодхичитта вообще не знают, что такое? Спрашиваю и не понимаю…

Девятое . Пропагандировать, то что вегетарианцы тупые или недоумки это как? А вы вообще читали сутры батенька хочется спросить и знаете о жизни Будды, Кашьяпы, Ананды и других учителей включая традицию Кагью: Миларепы и Речунгпы?

Десятое . Чморить и опускать, унижать прилюдно сутры и монахов, насмехаться над ними. А вы изучали Хеваджра-тантру и другие тантры, если да, то у меня сомнения, что вы читали лишь общее описание или отрывки и плохо представляете, что где и как обстоит. А в особенности какая или хотя бы какая-то связь между сутрой и тантрой вообще существует?


Одиннадцатое . Не достиг реализаций, потому что нет знаний, а учишь людей — Оле Нидал №1 лама в секте Оле Нидала. А жена умерла и уже новая девушка — Александра. Либеральный вы наш любитель секса и красивых дам, далеко пойдете, почему тогда гарема до сих пор нет? Вопрос!

Двенадцатое . Ваше мракобесие и невежество, дурь и нелогичность поражают, если это качества Гуру или Ламы, что тогда ждать от ваших отпрысков или учеников?


И тринадцатое . Какого черта спрашивается вы сдружились с Хамбо-ламой, он вас обзывал, вы с ним ругались, чуть ли на маты не переходили, вы его хаяли (коммерсанты, пройдохи, люди без традиции и тд и тп), он вас тоже на чем свет стоит, а теперь вот в обнимку. Что случилось с вами дядечки? Шарлатанская кровь победила и объеденила вас? Правду говорить вас не учили и вообще слово совесть знакомо?

А врать Оле Нидал привык еще с детства, не коммунист сразу видно!

И тут на те, на нетленные мощи Этигелова повелись что ле, добренькие к друг другу стали, или Хамбо-лама в нужную позу к вам встал (или вы к нему рачком встали) и вы с ним любовь закрутили, или решили стать добродетельным христианином, соблюдая культ поклонения мощам святым? Странный человек!

Это была банка дегтя, теперь ложка меда…

Оле Нидал как учитель или как лама

Что касается, ламы или учителя у Оле Нидала, как уже выразился выше в его адрес, не хватает знаний, опыта, постижений, но он хороший пропагандист — этакий буддийский прозелит для не очень умных людей или людей, которые ничего не смыслят в Ваджраяне и Сутрах. В этом случае своей харизмой, шутками, прибаутками и стебом — он привлекает простачков, лошков. неофитов, да и просто обычных людей.

К сожалению, не разу не понимал, почему это шоу с Олей Нидалом стоит столь больших денег, ведь ничего нового я не вынес, а большая часть его фиганды, которую он несет больше часа срабатывает лишь на невежественной толпе, которая любит как троллинг, так и развлечения.


Если серьезно, повторюсь еще и еще раз бывший наркоман не может быть учителем в Ваджраяне, равно и тот, у кого нет опыта и знаний. Но как рекламщик или тусовщик, создатель движухи и разврата (группового секса под пивом с водкой) — Оле Нидал подходит отлично и другие вряд ли с ним сравняться по этой части. Это вообщем все, если хотите можете писать гневные реплики. Но это не изменит мое мнение к вашему шарлатану и пройдохе Оле Нидалу. Он хороший попсовый лидер и не более того.

Всем кто бузит или собирается бузить, советую христанутого Дворкина или почитать , а потом бузить и писать мне в личку.

Лама Оле Нидал родился 19 марта 1941 г. к северу от Копенгагена, и там же вырос. Он изучал философию, английский и немецкий языки в университетах Копенгагена, США, Тюбингена и Мюнхена.

Оле Нидал

Первая встреча с буддизмом

1968: Оле Нидал и его жена Ханна познакомились с буддизмом во время медового месяца, который проводили в Непале, в Катманду. Там они встретили Ламу Цечу Ринпоче, одного из величайших буддийских учителей Гималаев.

В 1969 г. они встретили Шестнадцатого Гьялву Кармапу, и стали его первыми учениками-европейцами. Позднее он попросил их распространять буддизм на Западе. Кармапа – высший из лам школы Карма Кагью. Эта традиция существует уже одиннадцать веков, и учит Алмазному пути (санскр. «Ваджраяна»).


Передача, полученная Ламой Оле от своих учителей

Ханна и Лама Оле получили следующие посвящения и поучения напрямую от Шестнадцатого Кармапы и мастеров школы Карма Кагью и других школ тибетского буддизма:

  • Махамудра («Великая печать», тиб. «Чаг чен»,– высшие буддийские учения о природе ума) – от Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы.
  • Кагью Нгагдзё , «Сокровищница мантр Кагью», – от Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы (в 1976 г.) и Контрула Ринпоче (в 1989 г.).
  • Обет Бодхисаттвы (обещание достичь Просветления ради блага всех живых существ) – от Шамара Ринпоче (в 1970 г.), второго по значимости ламы линии Карма Кагью.
  • Четыре основополагающие практики (нёндро) – от Калу Ринпоче (с 1970 по 1971 г.).
  • Калачакра (посвящение «Колесо времени») – от Калу Ринпоче, Тенги Ринпоче (в 1985 г.), Его Святейшества Далай-Ламы (в 1985 и 2002 г.г.), Лопёна Цечу Ринпоче (в 1994 г.), Беру Кхьенце Ринпоче (в 2009 г.) и Его Святейшества Сакья Тринзина (в 2010 г.).
  • Шесть йог Наропы (продвинутые тантрические медитации школы Кагью) – от Ситу Ринпоче (в 1975 г.).
  • Пхова (практику осознанного умирания) – от Аянга Ринпоче (в 1972 г.).
  • Чик Ше Кун Дрол (собрание посвящений Кагью) – от Тенги Ринпоче.
  • Ринчен Тардзё (передача сокровищ Ньингмы) – от Калу Ринпоче (в 1983 г.).
  • И еще много посвящений и поучений от вышеупомянутых учителей, а также от Дилго Кхьенце Ринпоче, Гьялцаба Ринпоче, Огьена Тулку Ринпоче, Бокара Ринпоче, Гьялтрула Ринпоче, и других.

Работа Ламы Оле

В 1972 Шестнадцатый Кармапа отправил Ламу Оле и его жену Ханну учить буддизму на Западе. Они получили задание учить и открывать буддийские центры от имени Шестнадцатого Кармапы. Его Святейшество уполномочил Оле и Ханну принимать обет Бодхисаттвы и давать Прибежище – церемонию, во время которой человек формально становится буддистом. С того времени Лама Оле дал Прибежище более чем 500000 людей.
Семью годами позже Ламу Оле и Ханну приняла у себя датская королева, и они передали ей подарок от Шестнадцатого Кармапы.

В 1972 первые центры буддизма Алмазного пути были открыты в Австрии (в Граце), Норвегии, Швеции и Дании (в Копенгагене). В 1974 г. построили первый центр в Германии. На сегодняшний день Лама Оле основал более 600 центров по всему миру.

С 1973 Лама Оле Нидал и его жена начали организовывать поездки и лекции высших тибетских лам по Европе, а позже – по Северной и Южной Америке, России и Австралии. Среди них – Е.С. Шестнадцатый Гьялва Кармапа (с 1974 по 1977), Шамарпа Ринпоче, Джамгон Контрул Ринпоче, Гьялтцаб Ринпоче, Беру Кхьенце Ринпоче, Калу Ринпоче, Тгпа Ринпоче, Тенга Ринпоче, Бокар Ринпоче, Лопён Цечу Ринпоче, Трунгпа Ринпоче, Аянг Ринпоче.

Еще в 1975 Лама Оле начал учить и открывать центры в коммунистической Польше, невзирая на сложные обстоятельства. Это было началом дружбы и крепких связей со странами бывшего Восточного блока. Последующие годы Лама Оле провел, заботясь об учениках и развивая основанные им по всему миру центры.

В 1981 Шестнадцатый Кармапа скончался в Чикаго. Вместе с высшими ламами линии Карма Кагью, Лама Оле Нидал доставил тело Его Святейшества к месту кремации в Румтеке.

В 1986 Лама Оле Нидал вместе с небольшой группой друзей совершил тайное путешествие в Тибет. Об этой поездке снят фильм – «Тайное путешествие в Восточный Тибет».

Лама Оле Нидал благословляет людей в Тибете.

В 1987 Шамарпа Ринпоче, второй по значимости лама линии карма Кагью после Кармапы, попросил Ламу Оле проводить курсы пховы (практику умирания в сознании) для западных учеников. Первая пхова состоялась в Граце (Австрия). На сегодняшний день Лама Оле научил этой медитации более чем 75000 учеников по всему миру.

В 1989 Лама Оле Нидал основал первый центр буддизма Алмазного пути в Советском Союзе. Позже буддизм Алмазного пути был официально признан в России религиозной организацией. С тех пор каждый год Лама Оле путешествует с более чем 200 студентами через всю Россию по транссибирской магистрали до Владивостока.

С 1992 Лама Оле сосредоточился на работе, порученной ему учителями и Семнадцатым Кармапой Тринле Тхае Дордже (ранее официально признанным Шамаром Ринпоче). Среди учителей: Лопён Цечу Ринпоче, Лама Джигме Ринпоче, Шераб Гьялцен Ринпоче, Гендюн Ринпоче. Шангпа Ринпоче, Беру Кхьенце Ринпоче, и многие другие.

В 1999 Лама Оле и его жена Ханна, Кати Хартунг и буддистская головная организация «Алмазный путь» (объединяющая более 100 центров буддизма Алмазного пути в Германии) основали благотворительный фонд «Буддийский фонд Алмазного пути». Лама Оле пожертвовал организации всю свою интеллектуальную собственность.

В 2000 Лама Оле пригласил семнадцатого Кармапу Тринле Тхае Дордже в Европу. 6000 учеников встретили семнадцатилетнего Кармапу в Дюссельдорфе (Германия), впервые на европейской земле. Во время своего визита он дал много посвящений и поучений.

В 2003 Лама Оле вместе с 72 учениками поехал в Бутан по приглашению Лопёна Цечу Ринпоче. Среди прочих они встречались с Дже Кхемпо, высшим буддийским иерархом Бутана и членом королевской семьи.

10 июня 2003 в возрасте 85 лет, Лопён Цечу Ринпоче покинул этот мир. Тем же летом во время 88 прыжка с парашютом Лама Оле получил очень опасную травму, и не мог проводить запланированные лекции. Однако уже в октябре 2003 г. во время посвящений у самой большой Ступы на Западе, созданной Лопёном Цечу Ринпоче в Бенальмадене (Испания), он продолжил выполнять обязанности буддийского ламы.

В 2004 Олимпийский комитет попросил Ламу Оле организовать буддийское представительство для лучших атлетов со всего мира в «Центре религиозных услуг» в Олимпийской деревне в Афинах. О спортсменах заботилась международная команда буддийских учителей, говорящих на семи языках, лично отобранных Ламой Оле.

1 апреля 2007 , в возрасте 60 лет, в Копенгагене скончалась Ханна Нидал. Она была незаменимым переводчиком с тибетского – на английский, датский, немецкий языки. Ханна учила в Международном буддийском институте Кармапы (КИБИ), находящемся в Нью-Дели (Индия). Она была вовлечена в переводы многих буддийских текстов. Ханна заботилась о высших ламах линии Карма Кагью во время их поездок на Запад, и учила сложным техникам медитации.

В 2007 Буддийский фонд Алмазного пути приобрел усадьбу «Хохройте» на озере Гроссе Альпен Зии, неподалеку от Имменштадта (Германия) и основал «Европа-центр» – место для встреч буддистов Алмазного пути со всего мира. Здесь проходит международный летний курс, приезжают многие тибетские ламы и западные учителя. Курс посещают студенты из 50 и более стран.

В 2008 Лама Оле Нидал официально открыл выставку «Вневременные ценности – сокровища гималайского искусства» в Европейском парламенте в Брюсселе. Выставка Буддийского фонда Алмазного пути собрала более 40 экспонатов из Непала, Индии и Бутана.

В 2009 Лама Оле Нидал сопровождал Семнадцатого Кармапу Тринле Тхае Дордже в первом туре по России. Он был принят высшим представителем официального буддизма в России – Хамбо-Ламой.

Лама Оле Нидал и Хамбо-Лама.

В 2010 Ламу Оле пригласили принять участие в посвящении Калачакры, которое давал Его Святейшество Сакья Тринзин, высший Лама буддийской традиции Сакья.

23 августа 2010 в Карма Берчен Линге, в Греции, состоялась инаугурация ступы Калачакры, – после более чем двадцатилетней подготовки. Проект постройки этой Ступы был начат Лопёном Цечу Ринпоче, и завершен Ламой Чогдрупом Дордже. К церемонии, проводимой Ламой Чогдрупом Дордже и Ламой Оле, присоединилось более 2500 буддистов со всего мира, представители греческих властей, а также люди из соседних поселений.

Его Святейшество Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже благословляет Ламу Оле во время празднования сорокалетия буддизма Алмазного пути в Европа Центре (Германия)

В 2012 году Лама Оле, по приглашению королевской семьи Бутана, дал поучения в этой древней буддийской стране. Он встретился с королевой-матерью Бутана, и они вместе посетили важные для буддистов места.

Королева-мать Бутана и Лама Оле Нидал

Затем он отправился в Бодхгайю, чтобы принять участие в Кагью мёнламе, одном из главных событий для линии Карма Кагью. В этом месте, где исторический Будда достиг Просветления, держатели линии и мастера высочайшего уровня практикуют вместе с тысячами гималайских буддистов.

Лама Оле Нидал на Кагью мёнламе в Бодхгайе

Так жили рабы тибетских лам. Слева скарб, справа само семейство

***

  • Тибетское буддийское варварство или о тибетском монашеском "рае" - подборка публикаций
  • Буддийское милосердие: убей человека, чтобы он не испортил себе карму - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"
  • Японско-буддистское милосердие - Михаил Мозжечков

***

Тибет никогда не был идиллической страной чудес, его история, как и любого другого феодального государства, полна интриг, войн и предательств. Население Тибета, - а это не только служители буддийской корпорации, но и обычные люди, - всегда существовало в некой отсталости. Их свобода целиком зависело от ближайшего ламы, а образование было привилегией монастырей.

Суть буддизма для большинства тибетцев означала лишь поверхностную веру в общие основы с их акцентом на страх и кармическое воздаяние. В случае, если этого оказывалось мало, в ход шли розги и пытки с отрубанием конечностей.

Политическая власть в Тибете столетиями была разделена между четырьмя буддийскими организациями, испытывающими рьяную неприязнь друг к другу: Кагью, Гелуг, Сакья и Ньингма. Их враждебность сохранялась даже во время изгнания Лам из Тибета.

Основателем течения Карма Кагью является Дюсум Кхьенпа, который, занимаясь йогой сна, достиг Просветления в возрасте 50 лет. В 1160 году ему был присвоен титул Кармапы - выше коего в иерархической системе буддизма находятся лишь две фигуры: Далай-лама и Панчен-лама.

Передача власти в буддизме осуществляется через реинкарнации-перерождения (тулку), выполняющие задачу сохранения непрерывности власти. Веками существующая в Тибете система тулку позволяет монастырям и ламам вести далеко не бедную жизнь.

Система реинкарнаций очень редко дает сбои, ибо заинтересованные лица заранее зачищают возможные "проблемы" нужного им перерождения. Но сбои все-таки случаются, как, например, в 1990-е годы, когда сразу два человека стали Кармапами.

Процесс определения новой реинкарнации это главное средство политических войн Тибета, так как процесс узнавания перерожденца оставлял много места для мошенничества. В большинстве своем юные реинкарнации были политическими марионетками в руках определенной влиятельной группировки. Благодаря своему затворничеству они имели слабое представление о жизни вне стен монастыря, что было, несомненно, на руку их хозяевам.

С приходом к власти в 1980 году Дэн Сяопина политика КНР в отношении Тибета и Буддизма резко изменилась. Не сумев подавить тибетскую оппозицию силой, Китай стал действовать более осторожно, решив установить контроль над признанием тулку VIP-лам. Наглядный пример тому история с Панчен-ламой.

В 1995 году Далай-лама в качестве нового Панчен-ламы представил Гедхуна Чёкьи Ньимы, но спустя всего пару дней мальчик вместе со своей семьей был похищен властями Поднебесной. Позже коммунисты назначили на его роль сына члена КПК. Местонахождение Гедхуна Чёкьи Ньимы до сих пор неизвестно.

Гедхун Чёкьи Ньим

В 1950-е годы Гелуг предложили покончить с богатыми религиозными шоу и "опустить" высоких лам на землю. В результате три другие школы взбунтовались. Объединившись, они выбрали Кармапу своим предводителем. Возник мощный конфликт между Далай-Ламой и Кармапой. В итоге от ограничения лам в шикарной жизни пришлось отказаться.

У Далай-ламы с Кармапой были натянутые отношения - они являются лидерами противоборствующих группировок Гелуг и Кагью. Кроме того монастырь Кармапы в Румтеке был своего рода альтернативой дхарамсальскому "Тибетскому правительству в изгнании".

К слову, незадолго до серии конфликтов Далай-лама шел на сближение с Кармапой и даже отменил двухсотлетний запрет на перерождения Шамарпы (вторая по влиянию фигура в учении Карма Кагью).

Снятие запрета на реинкарнации носило, прежде всего, материальный характер. Поскольку Шамарпа вновь занял место главного ученика Кармапы, всем остальным ламам пришлось опуститься в иерархии на ступень ниже. Это означало серьезные потери по части недвижимости и доходов. Данное событие во многом стало предопределяющим для дальнейших событий.

К слову о ламах

Дамчо Йонгду, занимавший пост генерального секретаря, скончался в 1982 году, и поставил Карма Кагью на грань банкротства. После его смерти казна оказалась совершенно пуста. Провести проверку финансовых записей было невозможно в виду отсутствия последних. Началось расследование, во время которого исчезла вдова покойного. Позже ее обнаружат в Нью-Йорке замужем за своим старым любовником.

Лама Тенпа продавал героин в Дании. Лама Шераб шантажировал австрийскую девушку, которая была от него беременна, и заставлял ее сделать аборт. Лама Трунгпа, широко известный на Западе своими книгами, умер алкоголиком. Лама Бардо заявлял, что тулку Кармапы это его сын, который родится в скором времени. Родилась дочь…

Лама Озел Тендзин, будучи инфицированным ВИЧ, сознательно заражал своих любовников и любовниц. Калу Ринпоче, Лама Мёнлам, Лама Лодрё также были замешаны в сексуальных скандалах. Кроме этого, Калу Ринпоче был наставником Сёко Асахара, руководителя секты Аум синрикё, которая устроила зариновую атаку в токийском метро 20 марта 1995 года.

Джамгён Конгтрул, один из четырех регентов Карма Кагью, которые управляли организацией с 1981 по 1992 годы, разбился на BMW 525, не справившись с управлением на скорости 180 км/час. Еще один регент – Ситупа Ринпоче - имел долю на непальском черном рынке.

***

  • Главнейшее отличие буддизма от Православия - Юрий Максимов
  • Святой Николай Японский о буддизме - диакон Георгий Максимов
  • Архиепископ Гурий Степанов и его полемика с буддизмом - диакон Георгий Максимов
  • Нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова - миф для верующих - профессор Галина Ершова
  • Мифы о Тибете и тибетских монахах - Сергей Мазуркевич
  • "Я скучаю по Христу", или Как буддист стал православным - Нил Страйкер
  • Христианин, практикующий буддизм: возможно ли это? - Виталий Питанов
  • Несостоятельность буддийской критики христианского теизма - диакон Сергий Барицкий

***

После смерти шестнадцатого Кармапы в рядах Карма Кагью произошел конфликт, и дабы сгладить углы, сразу четверым VIP-ламам было позволено встать у руля течения. Их задачей являлся поиск перерождения Кармапы и управление организацией. Регентами стали Шамарпа, Джамгён Конгтрул, Ситупа и Гьялцаб. Стоит ли говорить, что с поиском своего начальника они не спешили?

Годы регентства были отмечены ожесточенной борьбой за власть, время от времени переходящей в открытую войну. Например, когда Ситупа обвинял Шамарпу в краже земли, предназначенной под строительство Международного буддийского института в Дели, а после этого попытался сослать его в оккупированный китайцами Тибет.

Стоит заметить, что по некоторым оценкам активы Карма Кагью могут составлять более двух миллиардов долларов. Но более важно то, что Карма Кагью контролирует сеть монастырей, расположенных на индийско-тибетской границе. Данный факт, учитывая геополитический конфликт Индии и Китая, имеет очень большое значение.

Румтек Ситупа

12 июня 1992 года в монастыре Румтек Ситупа и Гьялцаб на собрании лам объявили о том, что семнадцатый Кармапа найден. В качестве подтверждения "правильности" перерожденца двое регентов предоставили письмо-одобрение от Далай-ламы, полученное ими от его секретарши. Сам Далай-лама в это время находился в Бразилии и одобрил новое воплощение по телефону, в ответ на присланное ему досье на реинкарнацию Кармапы по факсу.

Также в качестве подтверждения было показано письмо покойного шестнадцатого Кармапы с подробными инструкциями по поиску своего тулку. Впоследствии Ситупа и Гьялцаб использовали оба эти письма для того, чтобы принудить всех остальных лам в письменной форме признать Кармапу в Ургьене Тринле. К слову, подтверждение Кармапы Далай-ламой не имело никакого политического значения, однако многие ламы, как и все обычные люди, зачастую склонны преклоняться пред титулованными особами.

Позже на собрании появился Шамарпа и в окружении шести солдат регулярной индийской армии устроил погоню за Ситупой и Гьялцабом, скрывшимися от него в своих покоях. После этого под крики "Смерть врагам Кармапы!" началась драка между ламами Ситупы, Шамарпы и пьяными тибетцами, которые незадолго до этого прибыли туда на автобусах.

Ургьен Тринле

17 июня 1992 года нового Кармапу Ургьена Тринле привезли в центральный монастырь Карма Кагью в Цурпху. Во время его трансфера перевернулся один из автомобилей кортежа, два человека погибли. По приезду младший брат Ситупы был арестован за драку с полицией. Во время самой интронизации Ургьена Тринле также имела место драка монахов со зрителями.


Вся буддийская элита признала Кармапу в Ургьене Тринле. Столь многочисленная поддержка Ситупы во много была обусловлена и тем, что ламы, имевшие свои монастыри в Тибете, не могли противиться воле Китая, который недвусмысленно поддерживал Ургьена Тринле. Китай хотел использовать Кармапу в борьбе против Далай-ламы, а также для укрепления своих позиций в Тибете, как и в случае с Панчен-ламой.

В оппозицию к ним встали: Шамарпа, Благотворительный Фонд Кармапы и Лама Оле Нидал. Они требовали провести судебную экспертизу письма шестнадцатого Кармапы, найденного Ситупой.

Оле и Ханна Нидал - два наркомана в поисках "истины"

Датчанин Оле Нидал приехал в Непал в декабре 1969 года вместе со своей женой Ханной, чтобы купить наркотики, так как считал, что они показывают человеку абсолютную истину.

В Индии Нидал случайно познакомился с шестнадцатым Кармапой, подружился с ним и стал европейским Ламой, так как у Карма Кагью в то время была острая необходимость в расширении своего рынка духовных услуг. Начиная с 1974 года, Лама Оле Нидал начал открывать школы Карма Кагью по всему миру, исключая исламские страны, но включая Россию. На сегодняшний день Оле Нидал основал 642 буддийские общины в 66-и странах.

В противовес Нидалу Ситупа имел сеть прибыльных Дхарма-центров в США и по всей Азии, в том числе в Китае, куда европейцу был путь закрыт.

Без "своего Кармапы" Лама Оле Нидал и Шамарпа были не в силах противостоять Ситупе, который к тому моменту без сопротивления со стороны властей штата Сикким (в частности министра Бхандари, связанного с Ситупой деловыми отношениями) захватил монастырь Румтек, находившийся в управлении Благотворительного Фонда Кармапы.

27 января 1994 года Шамарпа объявил в Дели об обнаружении альтернативного Кармапы. Им стал мальчик из Лхасы Тендзин Кхьенце, сейчас известный под именем Тринле Тхайе Дордже.

Статья "Необуддийская секта ламы Оле Нидал" с моими небольшими дополнениями. В целом грамотная критика со стороны христианства.

Доклад на международной конференции "Тоталитарные секты и демократическое государство", прошедшей в Новосибирске 9 - 11 ноября 2004 г.

Докладчик: Михаил Плотников, диакон, кандидат богословия, старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Вице-президент Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского.

"…центральным путём в Кагью является путь "Гуру-йоги", медитации на Ламу. Благодаря преданности и способности видеть Ламу как Будду раскрываются драгоценные качества нашего ума, и мы отождествляемся с совершенным состоянием Ламы".
Лама Оле Нидал

Всечестные отцы, братья и сестры, дамы и господа!
Мне предстоит не менее сложная задача, чем та, которую пытался решить Андрей Дмитриевич Редкозубов, рассуждая на тему, относится ли ваххабизм к сектам вообще и тоталитарным и деструктивным в частности или нет. В данном случае нам придется выяснить то же самое относительно миссии, точнее, сети центров, основанных в странах Запада, а также у нас, в России, современным буддийским миссионером, датчанином по происхождению, ламой Оле Нидалом.

Данную проблему можно представить в виде следующих вопросов:

3. Если да, является ли она тоталитарной?

4. Каковы социальные последствия деятельности Оле Нидала, является ли она деструктивной?

Прежде чем попытаться дать ответы на эти вопросы, нужно сделать несколько предварительных замечаний касательно истории буддизма в России.

Буддизм в России существует с XVII-начала XVIII вв.. когда на территорию нашей страны пришли монгольские племена кочевников-скотоводов: калмыки (ойраты) - в низовья Волги и буряты - в Забайкалье. Они принесли с собой тибетский буддизм, или ламаизм, причем в форме Гелуг-па (тиб. "школа монастыря Гэ"), который начал распространяться среди монголов со второй половины XVI в. Термин "ламаизм" происходит от слова "лама" (тиб. "высочайший"), представляющего собой тибетский эквивалент санскритского "гуру" - "учитель". В ламаизме традиционная трехчленная формула исповедания буддизма, включающая призывание "трех драгоценностей" - Будды, дхармы (учения Будды) и сангхи (буддийской общины), дополняется обетом ламе, причем лама считается квинтэссенцией первых трех прибежищ; без его помощи невозможно достичь спасения, понимаемого в северном буддизме как пробуждение сознания и достижение состояния Будды.
Следует пояснить, что в тибетском буддизме существует четыре школы. Гелуг-па - господствующая на Тибете школа - была создана в начале XV в. реформатором Цзонхапой (1357-1419), который упорядочил различные буддийские традиции, восстановил безбрачие лам и создал систему 20-летнего регулярного образования духовенства. Далай-лама, один из первоиерархов школы Гелуг, является главой тибетских и монгольских буддистов.
Только ламаизм Гелуг-па является традиционной для России религией, прежде всего в трех регионах нашей страны: Калмыкии, Бурятии и Туве. В настоящее время большинство буддистов Гелуг-па объединены в три этнических сообщества: крупнейшее - Буддийская традиционная сангха России (объединения бурят), которую возглавляет Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшев; Объединение буддистов Калмыкии и Управление Камбы-ламы Республики Тыва.
Начиная с конца 1980-х гг., традиционный буддизм переживает в России возрождение, однако при этом у нас появились миссии и других направлений буддизма, включая миссии трех так называемых старых, то есть дореформенных, школ ламаизма. Они ведут активную прозелитическую работу как среди традиционно буддийских народов, так и среди русских и других этносов России.
Число русских буддистов на сегодняшний день - несколько тысяч человек, при этом к традиционным для России объединениям буддистов принадлежат буквально единицы. Из более двухсот буддийских объединений России традиционных этнических уже менее половины.
Крупнейшей нетрадиционной буддийской организацией на территории нашей страны стала "Российская ассоциация буддистов школы Карма-Кагью", в которую входят 66 местных организаций в России и Белоруссии. Таким образом, более четверти всех буддийских объединений России составляют общины Карма-кагью. Формальным главой "Российской ассоциации Карма-кагью" является президент, однако в действительности все общины подчиняются своему основателю - ламе-датчанину Оле Нидалу, самому активному проповеднику европеизированного варианта Карма-кагью на Западе и в России.

Что же такое школа Карма-кагью и кто такой лама Оле Нидал?

Карма-кагью - это наиболее крупная и влиятельная субтрадиция в рамках Кагью-па - одной из трех дореформенных школ тибетского буддизма. Название "Кагью-па" означает "Школа тантры", или "Школа преемственности". Ее основание приписывается знаменитым тантрическим йогинам из Индии Тилопе и Наропе (XI в.), которые считаются магами и чудотворцами. В том же XI в., благодаря другому известному деятелю тантрического буддизма, Марпе, Кагью-па попала на Тибет. Многие тантрические йогины не были монахами или были ими только формально. Они вступали в брак или вели беспорядочный образ жизни. В реформированной школе Гелуг тантрические практики доступны только для тех лам, которые показали наибольшие успехи в овладении буддийской философией и медитацией, причем сексуальные элементы оставлены в этих практиках только в символическом виде. Тогда как в старых дореформенных школах, включая Карма-кагью, в основе которых лежит тантризм, до сих пор встречаются, хотя и не часто, женатые ламы.
Школу Карма-кагью возглавляет первоиерарх с титулом Кармапа. На сегодняшний день это Кармапа XVII. По своему статусу Кармапа считается третьим иерархом Тибета (после Панчен-ламы и Далай-ламы). В школе Карма-кагью почитание лам развито особенно сильно, что является характерной чертой тантрического буддизма. Прежде всего это почитание относится к Кармапе, по отношению к которому последователи Карма-кагью должны, по крайней мере, по мнению Оле Нидала, проявлять безграничную личную преданность.
После оккупации Тибета коммунистическим Китаем в середине XX в., Далай-лама, Кармапа и множество других лам эмигрировали в Индию. Спустя какое-то время некоторые ламы перебрались из Индии в страны Запада, где стали приобретать себе последователей из числа европейцев и американцев. С другой стороны, с Запада в "Индию духа", начиная с 1960-х гг., двинулись в поисках приключений хиппи и представители других молодежных субкультур. Кто-то из них искал более глубокий "религиозный опыт", кто-то психоделический, кто-то "тантрический" (в смысле экзотических форм блуда), для кого-то все это было едино, а кто-то вообще совмещал "приятное с полезным": "духовный поиск" с поиском поставщиков дешевых наркотиков на западные рынки.
Поначалу объектом интереса западных "искателей" были индуистские, даже чаще неоиндуистские гуру. Но вскоре паломничество стало массовым, и гуру-индуисты, особенно популярные "бизнес-гуру", приобрели в глазах нонконформистов оттенок некоторой "попсовости". И тут самые упорные "искатели" нашли в северной Индии тибетских лам.
Одним из таких "искателей" и был датчанин Оле Нидал. Он родился в 1941 г. С I960 по 1969 г. учился и затем преподавал в университете Копенгагена. Параллельно с учебой, с начала 1960-х г., Нидал примкнул к раннему движению европейских хиппи. Он также увлекался гонками на спортивных мотоциклах и был постоянным участником уличных драк. По его собственным словам, он употреблял все виды наркотиков, которые, как он считал вслед за проповедниками "психоделической религии", отворяют "врата восприятия", расширяют сознание и способствуют "путешествиям" в совершенно необычные миры. Наконец Нидал занялся контрабандой золота и наркотиков из Азии в Европу. В поисках новых сильных ощущений и новых источников дешевых наркотиков он путешествовал по Азии вместе со своей женой Ханной. Попав в одном из путешествий в Непал, Нидал познакомился с ламой школы Карма-кагью. В 1969 г., во время своего третьего путешествия в Непал, он встретил Кармапу XVI и стал его учеником. В 1970 г. Оле и Ханна приняли буддизм. Простершись перед Кармапой и принеся обет полной и безоговорочной преданности ему, Оле получил имя Карма Лоди Джамцо. В конце церемонии посвящения Кармапа сказал Оле и Ханне: "Вы должны иметь доверие ко мне как к Будде". Нидал утверждает, что уже в 1972 г., то есть спустя лишь два года после формального принятия буддизма, Кармапа посвятил его в ламы и послал в Европу с заданием создавать центры Карма-кагью на Западе, чем он и начал активно заниматься.
Вскоре Оле Нидал добился аудиенции у датской королевы Маргариты и организовал визит Далай-ламы в свой центр в Копенгагене. В 1970-х гг. Нидал организовывал поездки Кармапы и других лам Карма-кагыо по Европе. Кроме того, до начала 1980-х гг. Нидал вместе со своими учениками совершал ежегодные паломничества в Индию к Кармапе с краткими визитами к Далай-ламе.
Во второй половине 1970-х гг. Кармапа объявил Оле Нидала "излучением" Махакалы. Нужно, наверное, пояснить, что Махакала (санскр. "Великий черный") — это один из дхармапал, то есть "защитников дхармы (буддизма)", которыми буддийские миссионеры в свое время объявляли демонов индийцев, тибетцев и монголов. Это было своеобразным миссионерским приемом - заявить, что боги и демоны, почитаемые данным народом, приняли буддизм, а значит и весь народ должен последовать их примеру. Деятели буддизма вообще не стремились искоренить местные формы колдовства, шаманизма и многобожия, а старались ввести их в буддийский контекст (при вытеснении доминирующего в в Тибете традиционного верования бон-по буддизм, аналогично христианству, перенял большую часть иконографии бон-по, вынужденно окрасившись при этом в языческий оттенок политеизма. Корни происхождения большинства богов следует искать в бон-по - моё примечание). Так, почитание дхармапал было постепенно переосмыслено в буддийском ключе. Многие из них стали считаться гневными формами будд и бодхисаттв, сохранив свой демонический облик, который воспроизводится на их изображениях и в сознании буддиста во время медитации.
Махакала, явлением которого считает себя Нидал, - это "принявший буддизм" Шива в своей тантрической форме повелителя демонов. Он изображается с телом черно-синего цвета, с ожерельем из мертвых голов и серьгами из костей, с налитыми кровью тремя глазами, с оскаленной клыкастой пастью, со свирепой мордой, в окружении языков пламени. В руках Махакала держит оружие для уничтожения внутренних и внешних препятствий в буддийской практике, включая врагов буддизма.
Часто Махакалу изображают совокупляющимся с дакиней (демоницей) или с тибетской богиней Балдан Лхамо (верхом на муле, посреди моря крови и огня), которые, по представлению тантристов, символизируют мудрость. С точки зрения Ваджраяны (тантрического буддизма), почитание гневных форм будд и бодхисаттв должно вести к скорейшему осознанию природы всех без исключения существ как единой, недвойственной природы пробужденного Ума, то есть Ума Будды (Махакалу в буддизм, вероятно, ввёл Миларепа, выдающийся йог, который до того, как стать буддийским учеником Марпы, обучался чёрной магии бон-по и даже применил её на практике, убив 35 человек - прим. меня).
На вторую половину 1970-х гг. приходится основание первого центра Карма-кагыо в Восточной Европе - в Польше. Затем, по словам Оле Нидала, Кармапа поручил ему весь "восточный блок", вплоть до Японии.
На сегодняшний день по всему миру существует более 400 центров (уже более 600 - моё примечание), основанных ламой Оле Нидалом и его учениками. Около половины из них приходится на страны Восточной и Центральной Европы, включая Россию. Численность учеников Оле Нидала в мире, по его собственным словам, - 6 тысяч человек. Получается, что средняя численность адептов в центрах Карма-кагыо - 15 человек. Однако число приходящих на выступления Нидала во время его посещения местных центров на порядок больше. Например, только курс Пховы (йоги осознанного умирания) с 1983 г. прошло более 35 тысяч человек. Большинство из посещавших выступления и курсы ламы Оле Нидала, прослушавших его лекции и получив посвящения, которые тот дает всем без разбора, не стали последователями Карма-кагью, многие не стали даже буддистами. Эта публика воспринимает Нидала через призму мировоззрения "Ныо эйдж" как одного из целого ряда "духовных учителей".
В 1988 г. Нидал получает в Дании признание своего статуса буддийского священнослужителя со стороны государства, что, в частности, дает ему право официально совершать похороны и заключать браки (признанные в Дании религиозные организации наделяются правом регистрации актов гражданского состояния). В том же году Оле Нидал впервые посетил нашу страну, въехав инкогнито через финскую границу. С утра до вечера он проповедовал и давал посвящения на ленинградских квартирах, и в результате возникли первые центры в Ленинграде и Таллине.
В 1989 г. Оле Нидал посетил Москву, где провел лекцию в архитектурной мастерской, располагавшейся в Рождественском монастыре. Но центр в Москве появился только в 1991 г. "Московский Буддийский центр" (официально название организации московских последователей Оле Нидала) переезжал с места на место, пока не занял большую коммунальную квартиру на Петровском бульваре. Общины "Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью" есть во всех крупных городах нашей страны. Они разбиты по девяти регионам (включая Белоруссию). Штаб-квартира ассоциации находится в Санкт-Петербурге. У ассоциации есть свое учебное заведение- филиал "Международного института Кармапы" (Элиста, Калмыкия), есть свои сайты в Интернете. Численность последователей Оле Нидала в России и Белоруссии - около 2 тысяч человек (эта цифра подозрительно малая - моё примечание). Теперь мы можем вернуться к вопросам, поставленным вначале выступления.

По мнению Оле Нидала, этнический буддизм в странах своего традиционного распространения практически себя изжил, став излишне формализованным, цепляющимся за внешнее. Культура народов, исповедующих буддизм, не имеет особой ценности и не должна переносится на Запад. То есть буддизм должен быть отделен от порожденной им традиционной культуры, в данном случае тибетской, и в таком очищенном виде соединен с культурой европейской. Лама Оле говорит, что он несет людям новый, молодой, западный, передовой, свежий и сильный буддизм. Таким образом, он сам называет свой вариант буддизма новым. "Новый буддизм" - это и есть необуддизм, если говорить кратко.
Каким образом эта установка на необуддизм реализуется Оле Нидал ом? Прежде всего, в его образе жизни. Он отказался от традиционных одежд буддийского духовенства. Перед аудиторией он обычно выступает в джинсовых брюках, куртке и футболке черного цвета или тельняшке. Ведет себя довольно развязно, может, например, снять носки и положить ноги на стол на всеобщее обозрение.
Продолжает заниматься экстремальным спортом: прыжками с парашютом и ездой на мотоциклах со скоростью 200 км/ч по горным дорогам, полагая, что его хранят будды.
В своей миссионерской работе Оле Нидал использует элементы методики американских евангелических проповедников. За основу берутся публичные выступления перед большими аудиториями, по окончании которых Нидал призывает принимать "Прибежища", то есть буддизм. В начале 1990-х гг. в России в течение нескольких дней более тысячи человек приняли "Прибежища" после выступления Оле Нидала. Как уже было сказано, далеко не все из тех, кто таким образом принял буддизм, начали затем посещать местный центр Карма-кагью или каким-либо еще образом практиковать буддизм.
Но все это можно было бы отнести к разряду специальных буддийских приемов - "упая" (санскр. "уловки") - для привлечения публики к учению Будды, пусть и применяемым не очень удачно.
Гораздо серьезнее те аспекты учения и жизни Оле Нидала, которые входят в противоречие с традиционной буддийской (и не только буддийской) этикой.
Оле Нидал ест мясо и употребляет алкоголь, апеллируя к примеру основателей школы Кагью. Однако уже много веков в школе Карма-кагью такое вызывающее, нарушающее основные заповеди буддизма поведение считается особыми приемами великих йогинов прошлого и не одобряется для лам. Тем более что Нидал пьет спиртное, конечно, не в одиночестве. Например, свою первую проповедь в Москве лама Оле начал с того, что угостил всех присутствовавших коньяком.
Оле Нидал женат. Он отрицает необходимость безбрачия для лам и вообще проповедует немонашеский, мирянский буддизм, что, конечно же, довольно скандально для тибетского буддизма: даже в старых тантрических школах женатые ламы встречаются редко и не занимают серьезного положения в иерархии. Вследствие таких взглядов, вскоре после начала деятельности Оле Нидала на Западе у него начинаются разногласия с теми ламами школы Карма-кагью, которые представляли в Европе аутентичный тибетский буддизм, в частности с ламой Калу Ринпоче, бывшем в свое время одним из учителей Оле Нидала, В результате Оле Нидал был вынужден отказаться от титула ламы более чем на 10 лет. Однако, несмотря на противоречия с буддийскими учителями в Европе, Оле Нидал сохранял некоторый статус за счет своей личной преданности Кармапе. В период с 1976 по 1981 г. Кармапа, будучи в США и во Франции, несколько раз публично подтверждал, что Оле Нидал является ламой.
Тем не менее только в 1988 г. Кюнзиг Шамар Ринпоче, один из верховных лам Карма-кагыо, провозгласил Оле Нидала ламой официально.
Далее. В традиционном буддизме запрещены такие виды деятельности, как торговля наркотиками и собственным телом, то есть проституция. По поводу торговли наркотиками Оле Нидал не говорит, что это категорически запрещено, он говорит, что трудно быть буддистом и одновременно торговать наркотиками. Ведь он сам, фактически уже став буддистом, не сразу прекратил заниматься контрабандой наркотиков. А вот проституцию Оле Нидал вполне оправдывает и считает, что проститутки и те, кто пользуется их услугами, вполне могут быть буддистами.
Оле Нидал вообще допускает такие виды сексуальных отношений которые в буддизме считаются недопустимыми. Собственно говоря, он пропагандирует "свободную любовь" без каких бы-то ни было ограничений, за исключением сексуального насилия, кровосмешения и "разрушения чужих отношений" (что неудивительно, ведь он принадлежит к поколению "детей-цветов" 70-х - прим. меня).
Различные формы сексуальных извращений, включая гомосексуализм, он также считает приемлемыми для буддиста. Сам Оле Нидал, похоже, и подает пример "свободной любви". Он имеет сопровождающую его в поездках постоянную любовницу Кати Хартунг (об этом говорят знающие его люди, да и сам он не особо это скрывает) и, судя по его откровениям с адептами и другим косвенным свидетельствам, вступает в сексуальные отношения со своими последовательницами. Во время одного из выступлений, на вопрос, есть ли у него дети, Оле Нидал ответил: "По-моему, у меня есть ребенок в Париже. Конечно же. наша семья очень здоровая, и иногда действительно задумываешься о том, чтобы передать кому-нибудь свои гены. Если ко мне приходит умная женщина с желанием вырастить от меня ребенка, не вовлекая меня в юридические формальности. - я дам ей этого ребенка... я не могу позволить себе иметь много детей, так как во многих местах подписываюсь в качестве ответственного за собственность для Кармапы. Если у меня появятся наследники - это будет проблематично".
Появление СПИДа, как известно, заставило сторонников "свободной любви" вспомнить об осторожности. Оле Нидал, в числе прочих, стал горячим приверженцем презервативов, которые он даже поставлял в нашу страну в качестве гуманитарной помощи. Лама Оле приветствует использование всех противозачаточных средств, не вдаваясь в то, что многие из них являются абортивными, тогда как, согласно буддийскому учению, ум соединяется с телом в момент зачатия и, следовательно, аборт - это убийство (чего не отрицает и Оле Нидал).
Такая "раскрепощенность" Оле Нидала, конечно же, не может не вызывать смущения и даже возмущения у традиционных буддистов России. Санжей-лама, московский представитель Хамбо-ламы Дамбы Аюшева. на вопрос автора доклада об отношении Буддийской традиционной сангхи России к деятельности Оле Нидала, ответил, что хотя Оле и законно посвященный лама, "он развращает нашу молодежь". Действительно, Оле Нидал проповедует несвойственную буддизму мораль и в регионах традиционного распространения буддизма.
Кроме того, Санжей-лама сослался на изменившуюся в последние годы позицию Далай-ламы, который больше не поддерживает Оле Нидала. Последний, в свою очередь, критикует Далай-ламу за предпринимаемые тем усилия по нормализации отношений с правительством Китая. Фактически, лама Оле Нидал оказался в расколе с большинством тибетских буддистов. Этот раскол, возникший еще в начале 1990-х гг., особенно обострился в 2000 г., в связи с побегом из Китая юного Кармапы XVII.
Здесь нужно сделать небольшое отступление и напомнить, что в Средние века на Тибете, благодаря как раз школе Карма-кагыо, утвердился институт "перерожденцев". Считается, что высшие ламы после своей смерти сознательно перерождаются в новых телах. Для поиска такого "перерожденца" большое значение имеют указания покойного иерарха, сделанные им перед смертью, прорицания оракула, астрологические вычисления, а также особые процедуры идентификации претендентов. На время поиска и воспитания преемника очередного иерарха исполнять его обязанности надлежит регентам. Бывало, что различные заинтересованные группы в среде буддийского духовенства по политическим и иным мотивам вступали между собой в борьбу за признание своего кандидата "перерожденцем". Так произошло и в случае поиска преемника Кармапы XVI, умершего от рака в Чикаго в 1981 г.
Буддийские ламы Тибета, а вместе с ними и Далай-лама, который ссылался на тайное письмо Кармапы XVI, признали семнадцатым перерождением Кармапы Ургьена Тринле. В таковом качестве он был признан и китайскими властями. Однако часть лам-эмигрантов, настроенных резко антикитайскн, объявили Кармапой XVII Тхайе Дордже. К последним присоединился и лама Оле Нидал. В 1992 г. Тхайе Дордже, будучи девяти лет от роду, в свою очередь признал полномочия Оле Нидала. В январе 2000 г. Ургьен Тринле бежал из Тибета в Индию. На сегодняшний день большинство лам во главе с Далай-ламой признают Ургьена Тринле законным Кармапой XVII, а ламы-раскольники, включая Оле Нидала, считают его агентом китайских спецслужб ("Жулики в рясах" - прим. меня).
Мы не будем рассматривать вопрос об аутентичности передачи Оле Нидалом учения буддизма в версии школы Карма-кагъю, поскольку это потребовало бы слишком много времени. Отметим только, что лама Оле стремится к максимальному упрощению буддийского учения, даже переводит на европейские языки имена собственные персонажей пантеона ламаизма.
Итак, миссию ламы Оле Нидала можно с полной уверенностью считать в социально-культурном отношении необуддийской.

Мы имеем в виду понятие "секта" в качестве религиоведческого термина. Для секты характерно, во-первых, противопоставление себя той религиозной традиции, от которой данная секта отделилась; во-вторых, противостояние культурообразующим религиям, традиционным для данной страны или региона ("материнская" и "господствующая" в стране религиозная традиция может быть одной и той же). Во втором случае речь идет о, применительно к Западу, римском католицизме и протестантизме, применительно к России - о Православии и, на региональном уровне, об исламе и о ламаизме школы Гелуг.
О том, что Оле Нидал определенным образом противопоставляет свой "новый буддизм" традиционному и даже оказался в расколе с Далай-ламой, было сказано выше. Можно добавить, что в 1989 г. он выпустил книгу, в которой критиковал миссию традиционных буддистов на Западе, и, в результате, его отношения со многими традиционными ламами ухудшились еще больше.
Есть и еще одно обстоятельство. Для новообращенных в буддизм европейцев и россиян характерна многошкольность. Даже если новообращенные причисляют себя к какому-то определенному направлению буддизма, они, как правило, принимают посвящения в нескольких школах, причем нередко даже разных региональных традиций (и тибетской, и дальневосточной). Пользуется популярностью Риме - движение тибетского буддизма, возникшее в XIX в. и ратующие за приобщение ко всем трем дореформенным школам ламаизма (к Риме принадлежит, например, рок-музыкант Борис Гребенщиков).
А вот Оле Нидал не разрешает (я бы сказал мягче - скорее, не рекомендует - прим. меня) своим последователям принимать посвящения в других школах и пользоваться наставлениями их учителей. Кроме того, он рекомендует читать только свои книги. Начиная с 1978 г., Нидал написал несколько книг, часть из которых сейчас издана и на русском языке. Правда, после того, как ученик их хорошо усвоит, ему разрешается читать книги других учителей тибетского буддизма, в первую очередь - школы Карма-кагью.
Что касается христианства, то Оле Нидал, признавая его успехи в социальной работе и превосходство в организации, считает, что во всем остальном оно уступает буддизму: христианство нелогично, основано на слепой вере, а не на опыте, поэтому христиане верят в "бога с бородой", и вообще, христианство - удел глупых и ограниченных, а буддизм - умных и с широкими взглядами (в этом он прав - моё примечание).
Правда, под буддизмом Оле Нидал понимает в основном западный необуддизм, а традиционных буддистов он также называет не слишком сообразительными, неумными и тому подобным (не слышал от него резкой критики традиционных буддистов. Скорее, он сетует на то, что вследствие своей консервативности в культурных традициях, они отпугивают европейскую аудиторию, лишая их философии буддизма - моё примечание).
Нидалу свойственно весьма резко высказываться о других религиях и их лидерах. Римского папу он называет "совершенно безумным" из-за того, что тот не разрешает римо-католикам пользоваться презервативами (уже разрешил, к великому облегчению всех католиков - моё примечание). Русской Православной Церкви он приписывает "ярко выраженную паранойю по отношению к другим религиям", очевидно имея в виду опасения православных христиан по поводу его деятельности. Но особенно негативно Оле Нидал относится к исламу. Его претензии сводятся к трем пунктам:
1) мусульмане преследовали буддистов в Средние века (притеснения буддизма в прошлом и настоящем Оле Нидал ставит в вину также индуизму, господствующему в Индии и Непале - странах, давших приют тибетским иммигрантам);
2) ислам плохо относится к женщинам, особенно тем, что "принуждает" их рожать много детей (и индуистов он в этом обвиняет также);
3) ислам угрожает западным либеральным ценностям, поэтому должен быть изгнан из Европы.
(вся его критика этих религий полностью справедлива и в целом объективна, но является сугубо его личным мнением - моё примечание).
Нужно добавить, что некоторые заявления ламы Оле о "черных и коричневых" (в его терминологии) народах, особенно об арабах, граничат с расизмом. Получается, что все крупнейшие религии мира стали объектом нападок Оле Нидала. При этом он весьма благожелательно, хотя и с легкой иронией, отзывался о Сёко Асахаре и желал ему успеха (правда, еще до того, как "Аум Синрикё" была уличена в терроризме) и о Махариши Махеше Йоге, лидере псевдоиндуистской секты "Трансцендентальная медитация" (добавлю, что он негативно отзывался о Саи Бабе, назвав его лжеучителем: "истинное учение не может быть таким дорогим", справедливо указал он, намекая на цены - прим. меня).
С другой стороны, Оле Нидал, как вы уже, наверное, поняли, не является противником или критиком того образа жизни, который господствует на Западе и основывается на либерализме и отвержении основных моральных ценностей христианства. Его последователи почти никак не должны менять свою жизнь, разве что отказаться от некоторых крайностей. Даже употребление наркотиков Нидал хотя и не приветствует, но и не запрещает. Таким образом, организации Оле Нидала, действующей на Западе, не присущ такой признак секты, как закрытость по отношению к внешнему миру.
Однако о России нельзя сказать, что образ жизни большинства ее граждан определяется специфическими западно-либеральными ценностями, принятие которых в их совокупности означает отход от традиционно-религиозной этики. Для молодежи российских мегаполисов, в большинстве далекой от традиционной культуры и не имеющей религиозных корней нравственности, присоединение к организации Оле Нидала не означает смены культурно-этической парадигмы. Но для молодежи средних и малых городов России это, видимо, в значительной степени именно так. Еще раз напомню слова Санжей-ламы об Оле Нидале: "Он развращает нашу молодежь" (верно сказано - моё примечание).

В силу вышесказанного, организацию Оле Нидала в России можно считать сектой, хотя и с некоторыми оговорками.

3. Является ли секта Оле Нидала тоталитарной?

Наличие в группе авторитарного лидера, наделенного ореолом мистического могущества, есть, как известно, одна из главных характеристик тоталитарной секты. В традиционном ламаизме принцип почитания учителя ограничен множеством факторов, в том числе наличием других авторитетов. Лама Оле Нидал ориентируется в своей миссионерской деятельности в значительной степени на контркультурную молодежь, для которой, с одной стороны, характерно отвержение всяческих авторитетов, особенно семейного (в яблочко. Это основная опасность Оле Нидала для России - моё примечание), а с другой стороны - инфантилизм и бессознательная тяга к авторитету. Это делает возможным обожание авторитарного лидера, в данном случае - Оле Нидала, и слепое ему подчинение, что, в свою очередь, дает простор для злоупотреблений и всех форм эксплуатации лидером своих последователей, включая сексуальную эксплуатацию (сгущены краски. "Даёт простор" - но не использует активно. Обожание себя Оле Нидал не навязывает, у некоторых слабохарактерных оно появляется само. Харизматичен, обаятелен, но подавления чужой воли с его стороны не замечено - моё примечание).
Нидал требует полной преданности и подчинения ламе. Для укрепления связи с ламой необходимо делать ему подарки, жертвовать деньги и работать в центрах (но делать это необязательно, чтобы получать знания дальше, в отл. от иерархических сект моё примечание). Все, кто работают в центрах Карма-кагыо, делают это бесплатно. При этом все лекции и занятия платные. В России сейчас четырёхдневный курс стоит 900 рублей (Источники финансирования центров Оле Нидала - загадка. Очень соминтельно, что на одни лишь пожертвования. Скорее всего, есть спонсоры. Откуда берёт деньги на билеты (по его словам, он ездит по миру с лекциями 10 месяцев в году), мотоциклы и парашютизм лично Оле Нидал - тоже хороший вопрос - моё примечание). По мере роста числа посещающих платные программы в центрах Карма-кагью, Нидал получил возможность вести жизнь странствующего проповедника: практически каждые два-три дня он оказывается в другом городе или даже в другой стране. Иногда он задерживается несколько дольше, чтобы провести интенсивный многодневный курс. Постепенно некоторых своих учеников Нидал также сделал путешествующими учителями.
Характерным признаком тоталитарной секты является нравственный релятивизм, выражающейся, прежде всего, в использовании лжи и умолчаний ради достижения целей организации. Лама Оле учит своих последователей избегать только лжи о своих переживаниях во время медитации и лжи, которая направлена на причинение вреда живым существам. Любая другая ложь может быть допущена (что она может быть допущена, таких явных слов за ним не замечено - моё примечание).
Например, официальная позиция "Российской ассоциации последователей Оле Нидала" заключается в том, что буддизм школы Карма-кагью существовал в нашей стране с XIII в. у калмыков и, таким образом, является традиционным для России. Если даже предположить, что среди калмыков с XIII в. были отдельные последователи школы Карма-кагью, то, скорее всего, в XVII в., когда этот народ пришел на территорию России, их не стало, так как в то время там исповедовался буддизм школы Гелуг. Налицо сознательное введение в заблуждение властей и общества.
Буддизм Карма-кагыо не является традиционным ни для одного из народов или регионов нашей страны, и, хотя этот факт не несет никаких юридических последствий, надо отчетливо понимать, что необуддийская миссия Оле Нидала не имеет никакого отношения к тому буддизму, который упомянут среди других традиционных религий России в преамбуле к Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997) (это верно, не относится - моё примечание).
Если говорить о контроле сознания в тоталитарных сектах, то нужно обратить внимание на инструкцию Нидала для своих учеников "не слушать людей, которые распространяют сомнения и спорят об учении". Но при этом, насколько известно от тех, кто стал последователем Нидала, не требуется разрывать отношения со своим прежним окружением.
Вопрос о степени контроля Оле Нидалом своих последователей, так же, как и о наличии в его организации других признаков тоталитарной секты, остается открытым и требует дальнейшего изучения. Пока для квалификации его секты в качестве тоталитарной нет достаточных оснований.

Лама Оле Нидал.

Духовный лидер европейского буддизма лама ОЛЕ НИДАЛ: «Я не понимаю, почему у Русской Православной Церкви такая ярко выраженная паранойя по отношению к другим религиям»

Справка “Портала-Credo.Ru”: Лама Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками 16-го Гьялвы Кармапы. В конце 60-х во время медового месяца в Непале они встретили “царя” тибетских йогов – 16-го Кармапу Ранджунга Ригпе Дордже. Эта встреча радикально изменила его жизнь. После нескольких лет учебы в Гималаях, по поручению Кармапы Оле и Ханна начали основывать центры медитации по всему миру, открывая буддизм Ваджраяны Западу

Портал-Credo.Ru: Как вы прокомментируете всё большую популярность буддизма в современном мире, в том числе в России, и буддизма именно в вашем, современном прочтении, которое отличается от традиционного, или этнического буддизма, распространённого, к примеру, в Тыве, Бурятии, Калмыкии?

Лама Оле Нидал: Прежде всего, это не современный буддизм. Такой буддизм практиковали всегда. Просто это не монашеский буддизм, а практика и мирян и йогов.

Я ничего не придумал, ничего не изменил, а просто принёс на Запад ту традицию, о которой многие люди не знали, которой меня научили мои собственные учителя-йоги. Это подходит семейным людям, а также тем, кто предпочитает медитировать, не становясь монахами. Я имею в виду людей, которые предпочитают медитировать, не связывая себя множеством внешних обетов, подобно монахам и монахиням.

Но я уверяю вас, что я ничего не изобрёл. Я бы не осмелился это сделать.

– Вы хотите сказать, что то, что Вами проповедуется аутентичный тибетский буддизм?

– Да, это подлинный тибетский буддизм для мирян и для йогов, но не для монахов и монахинь.

– Каковы ваши отношения с правительством Тибета в изгнании, Его Святейшеством Далай-ламой, ваших последователей – с его последователями?

– Мне удалось несколько раз помочь Далай-ламе. В свою очередь, он освятил наш центр в Копенгагене в 1973 году. При встрече Далай-лама обычно обнимает меня, называет своим старым другом. Он также явно показывает, что знает о моей деятельности. В настоящее время у нас различные политические взгляды.

Далай-ламе нужно иметь возможность разговаривать с китайцами, потому что он, несмотря ни на что, хочет вернуться в Тибет. Поэтому ему приходится принимать тех, кого признают и принимают китайские власти.

Я, в первую очередь, ответственен перед моим учителем, 16-ым Кармапой, который сейчас находится в 17-ом воплощении. Существует и китайская кандидатура на роль нынешнего воплощения Кармапы, но мы, конечно, поддерживаем тибетскую кандидатуру.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Тибета обрести свободу, независимость, восстановить свою уникальную культуру, а у Далай-ламы – туда вернуться, как он недавно пожелал?

– Все культурные аспекты тибетского буддизма сегодня не смогут выжить. Шапки, одежды, социальные практики – этому пришёл конец. Философия, психология, знания об уме пока ещё существуют. Но сегодня этого больше сохраняется на Западе, чем в Тибете или среди тибетцев. Им трудно отделить культурные аспекты от действительно духовно важных, а на Западе нам это более ясно видно. Поэтому сегодня можно получать более передовые наставления от западных буддийских учителей без всяких внешних культурных наслоений.

– Каково Ваше мнение о свободе совести, свободе вероисповедания в России, о нарастающем влиянии Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) и положении буддизма в России в этой связи?

Я думаю, что большинство людей в стране, где трудно жить, хотят, чтобы был Бог, который бы говорил им, что делать. Полагаю, что в течение ещё многих лет большинство россиян будут христианами, потому что такова традиция, и их христианский Бог говорит, что им делать. Но чего я не понимаю, так это того, почему у Русской Православной Церкви такая ярко выраженная паранойя по отношению к другим религиям.

Люди, которые становятся карма-кагью, никогда не стали бы христианами. Могут стать гуманистами или нигилистами, но ни в коем случае не христианами. И подобно тому, как мы радуемся тому, что кто-то находит христианство и получает для себя от этого пользу, так и они должны радоваться тому, что кто-то находит буддизм и получает от этого пользу. Можно процитировать старого Дэна из Китая: “Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила много мышей”. И вот это действительно самое важное.

– Можно видеть, что буддизм, а также различные элементы тибетской, и вообще восточной культуры, становятся очень модными, как на Западе, так и в России. Ваше мнение о буддизме в контексте глобализации, отношение к глобализму?

– Думаю, что во всём мире есть несколько процентов населения, которые чувствуют себя хорошо, будучи буддистами. Другие, пользуясь Интернетом, познакомятся с буддизмом, лучше его узнают, а некоторые даже станут его адептами и присоединяться.

На самом деле в глобальном масштабе мы число буддистов уменьшается. В таких странах как Корея, Япония, Сингапур, Гонконг, местные жители обращаются в христианство. Потому что буддизм в этих странах стал слишком “костлявым”: жёстким, элитарным, мужским, и люди больше не могут его практиковать. Но, конечно, на Западе, где люди стремятся к глубокому древнему опыту, мы выглядим очень сильными.

– Участвуете ли Вы, или кто-либо из ваших коллег и последователей, совместно с представителями других конфессий, в миротворческой и антитеррористической деятельности, и если нет, то собираетесь ли это делать?

– Мы избегаем ислама, насколько это возможно. Я думаю, что эта религия непосредственно опасна. В Коране говорится “Убивайте христиан, убивайте евреев. Если вы слабы, то будьте добрыми, а если вы сильны, то убивайте их”.

Если какая-либо религиозная система относится к женщинам так, как мусульмане, я считаю, что это полная катастрофа. Нет ничего прекраснее свободной женщины, а притесняемая женщина – это ужасно.

И, наверное, поэтому их страны могут только продавать нефть. Потому что половина их освободительной деятельности подавляется.

– А не боитесь ли Вы в этой связи возможности конфликта между исламским миром и буддийским?

– Мусульмане уничтожали нас в течение последней тысячи лет – в этом нет ничего нового. Они уничтожили буддизм в Северной Индии. Недавно в Афганистане они разрушили статуи Будды в Балкхе и Бамиане. Исламисты уничтожают нас везде, где только могут.

Я надеюсь, что в будущем у нас будет объединённый фронт с христианами в защиту западного общества. И вместе мы сможем сохранить нашу свободу, наш образ жизни, который нам дорог, и не впадём в средневековье. И для этого мы протягиваем свою руку.

Беседовал Алексей Белов, “Портал-Credo.Ru”

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!