Аксессуары. Бренды. Мода и стиль. Отношения. Шопинг

Мода петровской эпохи. Петровская реформа костюма

Задание 1. Запишите в таблицу, какие изменения произошли в питании высших слоев общества в России.

310 лет назад Пётр Первый издал указ: Носить западноевропейские костюмы

Задание 2. Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.».

При выполнении задания используйте материалы § 18-19.

Задание 3.

Во времена Петра1 появились первые модники.
По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила) .

Кафтан носили незастегнутым - нараспашку.

В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например кюлоты - короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.

Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги - ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ.

В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру.

Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли бриллиантовым князем.

Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.

Тогда же вошел в моду и парик.

При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы) .

В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.

Основным силуэтом женского костюма был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.

Петровская реформа костюма
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33554/
http://www.5ballov.ru/referats/preview/99254
http://www.fashion.citylady.ru/parik.htm

вропейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I.

До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: Домострой предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству в ней ценили качество и стоимость ткани.

До XVII в. в России практически не было собственного ткацкого производства одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна) , либо из привозных бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии.

Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне.

Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные -наплечные мастера (так как они одевали царское плечо) .

Исключительно мужскими работами было изготовление обуви, изделий из меха, головных уборов. Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы.

Первые поклонники западной моды появились в первой половине XVII в.

Презентация по истории на тему: моды при Петре I

они носили немецкое и французское платье. Например, боярин Никита Романов одевался у себя в деревне и на охоте во французское и польское платье. Но иноземную одежду было запрещено носить при дворе.

Алексей Михайлович в 1675 г. издал указ, запрещавший носить все иноземное. Во время правления царевны Софьи европейская одежда становится все более популярной.

Русский костюм XVIII века. Петровские реформы

Быт и обычаи — Данилов, Косулина 7 класс (ГДЗ, ответы)

1. Запишите в таблицу, какие изменения произошли в питании высших слоев общества в России

Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.». При выполнении задания используйте материалы § 18—19

Запишите в таблицу какие изменения в досуге разных слоев общества произошли в XVIII в.

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным.

Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным.

Тайна Сухаревой башни

Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости.

Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина «Бояре»

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой.

На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением.

Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам.

Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое.

Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их.

После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный «Бородовой знак» выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить «окно в Европу».

Наша среда online — В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I.

Эта почти насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских «пенсионеров» за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской одеждой.

Смена форм костюма не прошла гладко.

Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр.

С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа - завитой парик - и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.

Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.

Но, встреченные сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.

Но и дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Эта привычка к старому проявлялась главным образом в манере носить модный костюм. По старой привычке женщины старались как можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик (фонтанж), носили различные наколки.

Русский костюм петровского времени Отличался от западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более демократическим характером. Пример в простоте одежды подавал сам Петр. И только немногие щеголи, как Меньшиков, осмеливались надевать более пышные и дорогие костюмы. Новые формы быта, новые нормы поведения был сформулированы в книге «Юности честное зерцало».

В составе мужской одежды было множество предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчато-бумажных тканей, что служило толчком для развития текстильной промышленности. Начальник Посольской канцелярии, президент Коллегии иностранных дел, один из наиболее приближенных к Петру людей, одет в коричневый с широкими обшлагами двубортный кафтан на сиреневой подкладке, отделанный петлями из золотого позумента и большими золотыми пуговицами. Коричневый камзол украшен узким позументом и мелкими пуговицами. Из-под камзола видна белая рубашка, белый шейный платок повязан узлом. Через плечо андреевская лента, на груди на голубом банте орден Белого Орла.

В моду вошли французские платья с глубоким вырезом на груди, который на первых порах по возможности прикрывали кружевом. Фигуру плотно затягивали в корсет. Дочь Петра одета в голубое шитое серебром платье с белым кружевом на рукавах и лифом из серебряной парчи. На плечах золотистая, подбитая горностаем мантия.

Луи Каравак. Портрет мальчика в охотничьем костюме. Конец 1720-х — начало 1730-х

Введенные Петром новые костюмы к концу его царствования прочно вошли в быт. Веяния моды распространились на все возрастные категории: дворянство, чиновники, представители купечества стремились по моде одеть своих детей, которых впереди ждала новая жизнь. Изображенный на портрете Каравакка мальчик одет в зеленый шитый золотом кафтан, зеленый с золотой каймой камзол, белую кружевную рубашку, белые чулки с черными подвязками и черные туфли. На голове пудреный парик с черным бантом.

Строганова одета в коричневое узорное платье с белыми кружевами, расшитое на груди жемчугом и драгоценными камнями и коричневую, шитую серебром и золотом шубу с темным мехом по борту и рукавам. В ее туалете просматривается стремление сочетать привычные традиционно-русские черты и европейские нововведения. Платье по русскому обычаю застегнуто по горло, а руки обнажены по локоть модными европейскими рукавами. Голову украшает узорный кокошник, выполненный по типу старинных головных уборов с обильными украшениями и одновременно напоминающий вошедший в моду европейский фонтанж. На груди приколот медальон с портретом Петра I.

Постепенно мужской костюм изменился, стал более коротким. «Венгерское платье» сменили прилегающие кафтаны и камзолы, основные элементы европейского «платья саксонского, немецкого или французского». Новыми эстетическими идеалами стали изящество и утонченность. П.А. Толстой, государственный деятель, дипломат, сенатор, одет в темно-вишневый кафтан и камзол и белую рубашку с кружевным жабо, через правое плечо перекинута Андреевская лента.

Указом от 4 января 1700 года дворянам и горожанам было предписано носить «венгерские кафтаны», представляющие собой нечто среднее между привычным московским платьем и европейским вариантом одежда.. Неизменным требованием стало отсутствие традиционных бород и ношение белого парика или напудренные волосы. На Г.Д. Строганове, крупном солепромышленнике, владельце огромных родовых богатств, «именитом человеке» надеты роскошный кафтан красного сукна, с широкими отворотами-обшлагами, обильно расшитый золотым позументом, с золотыми пуговцами. На голове пудренный парик, под левой рукой шляпа. Гаргуди белое кружевное жабо и медальон с портретом Петра I в бриллиантовой оправе.

К.Б.Растрелли. «Восковая персона» Петра I. 1725 год

«Восковая персона» Петра I создана скульптором К.Б. Растрелли после смерти императора. На фигуре, сделанной из дерева и воска, надет его праздничный костюм, исполненный в 1724 году ко дню коронации Екатерины I при ее участии. Камзол, кафтан, штаны, пояс с портупеей сшиты из светло-голубого шелкового репса и украшены богатым шитьем серебряной нитью. Костюм дополняют галстук, кружевная манишка из фламандского гипюра, алые чулки, вязанные из шелковой нити, кружевные брыжжи на рукавах из батиста, подвязки и башмаки. Через плечо перекинута голубая лента ордена Святого Андрея Первозванного, на груди вышита звезда ордена.

Анастасия Яковлевна Нарышкина, жена первого санкт-петербургского коменданта, согласно указу об одежде, в официальных случаях должна была строго следовать моде. Она одета в зеленовато-серое платье с большим красным воланом на подоле, подпоясанное желтым кушаком с жемчужными кистями. На голове фонтанж — головной убор, вошедший в моду во Франции в середине XVII века и названный по имени фаворитки Людовика XIV мадмуазель Фонтанж. В России фонтанж нашел распространение в начале 1700-х годов. Девочки одеты в яркие парчовые платья, на голове у одной из них убор из страусовых перьев. Прически дам петровского времени, постепенно усложняясь и становясь выше, превратились в жесткий высокий каркас из локонов и кружев.

Женское платье, которое с течением времени стало более сдержанным по цветовой гамме и утратило орнаменты и широкие оборки, включало в себя корсаж, шелковую юбку и верхнее платье — робу, надетую на каркас из корсета и фижм. Дочь губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова одета в платье из серебристой парчи, на ней красная мантия, подбитая горностаем, на груди на голубом банте медальон с портретом Петра I.

XVIII столетия явилось веком расцвета французской косметики. Особое внимание уделялось подведению глаз и ресниц, главный упор делался на выбеливание всего лица. Дурным тоном считалось, если дамы не использовали румяна. Шарлота Христина София, принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская, жена старшего сына Петра, царевича Алексея, одета в красное платье-робу, отделанном по вырезу белым кружевом. На плесах красный плащ, подбитый горностаем. Алые румяна, наложенные на лицо, подчеркивают изнеженную белизну кожи.

Использованы материалы «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (school-collection.edu.ru) и книги: Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века,М.: Просвещение, 1970.

310 лет назад 15 января Пётр Первый издал указ: Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейские костюмы. Их жены и дочери также должны были носить юбки и платье по иноземным модам.

Первая четверть 18 века отличается подъемом русской культуры, науки, литературы и создания целой системы образовательных и научных учреждений. Для обучения специалистов создавались школы, и многие дворяне, а в отдельных случаях купцы и мастера направлялись за границу для получения образования.

Значительно изменился и быт господствующего класса. По возвращении из первого заграничного путешествия в августе 1698 года на первом же пиру Пётр I обрезал ножницами длинные бороды нескольким поздравлявшим его боярам. Духовенство считало брадобритие смертельным грехом, указывая, что на иконах святые пишутся с бородой и только иностранцы, которых считали еретиками, бреют бороду.

Несмотря на это, было приказано бриться. Русские люди должны были преобразовать свою внешность в соответствии с западной модой. Позднее разрешалось взамен бритья платить высокий налог. Богатейшие купцы должны были платить по 100 рублей в год, если желали сохранить бороду, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Особый «бородовый знак» выдавался тем, кто уплатил этот налог. Крестьянам разрешалось носить бороду, но при въезде в город и выезде из него у заставы взималось по I копейке с бороды. Только духовенство сохранило бороду и не должно было платить за нее.

1 января 1700 года последовал перевод на юлианский календарь. А 15 января было приказано сменить длинную и неудобную старинную одежду на короткие костюмы... Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейский костюм. Жены и дочери их также должны были вместо русских сарафанов и телогреек носить юбки и платье по иноземным модам.

В прежнее время женщины в боярских семьях жили замкнуто, проводя время в тереме. Петр приказал ввести балы и собрания, называвшиеся «ассамблеями», которые устраивались попеременно в домах вельмож; женщины обязаны были в них участвовать. Ассамблеи начинались около 5 часов вечера и продолжались до 10 вечера. В зале для танцев ставились также стол с трубками и табаком и несколько столов для игры в шахматы и шашки: стоял дым и стук, но игра в карты не допускалась.

Многие были недовольны нововведениями, но ослушаться не могли: в гневе Петр был страшен.

История европейского костюма в России

Конец XVII - начало XVIII вв..- переломный этап в истории России. Реформы, проводимые Петром I, широко затронули все стороны русской жизни. Происходила коренная ломка патриархального быта. Преобразования коснулись и костюма. Термин "костюм" очень ёмкий. Им обозначают целый комплекс предметов одежды, формирующих облик человека. Это собственно платье, которому принадлежит ведущая роль в этом сложном ансамбле, эволюция его форм и определяет в основном стилевой строй всего комплекса. На смену старомосковскому долгополому платью - фезерям, охабням и прочему - приходит костюм западного образца. Но процесс проникновения западных форм одежды начался в России задолго до петровских указов.

По сведениям, известного знатока русской старины И. Е. Забелина уже в первой половине XVII в. при русском дворе "были люди, которым нравились немецкие обычаи и которые носили даже немецкое и французское платье..." .

Однако костюмы западного образца в те времена были исключением. Алексей Михайлович, будучи ребёнком, носил немецкое епанчи и кафтаны, а, став царём, в 1675 г. издаёт указ, строго запрещающий всё иноземное.

Тем не менее, растущие связи с западноевропейскими странами, знакомство с их культурой и бытом приводило к тому, что в обиходе русского двора в конце XVII в. ещё до петровских указов появляется европейское платье. Его шили мастера из Немецкой слободы под Москвой, где селились иностранцы, а также портные государевой палаты в Кремле. Сохранились сведения об исполнении ими в 1790-х годах костюмов для Петра I.

Первый из петровских указов об изменении костюма был издан в январе 1700 г. Согласно ему предписывалось носить платье "на манер венгерского", свободный крой и длина которого были близки старым русским одеждам .

В 1701 г. Пётр I приказывает носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству москвичей и жителей других городов.

Последующие указы, неоднократно повторяющиеся, обязывали дворян, бояр и "всех чинов служилых людей" носить немецкое платье по будням и французское - по праздникам .

После издания этих указов "... по градским воротам... для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью", о чём сообщает в записках 1700 г. один из современников .

За исполнением указов строго наблюдали, приверженцев старого костюма за неподчинение штрафовали. А спустя несколько лет за ношение русского платья и бороды - нарушителям грозила ссылка на каторгу с конфискацией имущества .

Несмотря на угрозу "жестокого наказания", новые порядки с трудом приживались: бояре, дворяне, мелкий чиновный люд неохотно меняли привычки. А потому - продолжали шить и носить удобное русское платье. Накануне 1705 г., 22 декабря, Пётр I решил запретить не только ношение, но и пошив, и продажу платья русского покроя.

Проводя реформу костюма, Пётр I не случайно обратился к французскому образцу. Ещё в Средние века модные парижские манекены возили по всем странам Западной Европы.

Введённый реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана (жюстокора), камзола (весты) и штанов (кюлотов). Кафтан был длинный, до колен, узкий в талии, плотно облегавший фигуру в верхней части, с группами глубоких складок на полах (до шести на каждом боку), с разрезами по центру спинки и на боковых швах, что придавало ширину подолу и делало эту одежду удобной в движении, особенно при верховой езде. Широкие обшлага - отвороты на рукавах и фигурные клапаны прорезных карманов украшались декоративными петлями и пуговицами. Несмотря на то, что, на полах было большое количество пуговиц, кафтан носили, как правило, нараспашку, оставляя видным камзол, либо застегнутым на несколько центральных пуговиц. Камзол шили короче кафтана, без складок на подоле (но разрезы сохранялись), всегда без воротника, с длинным узким рукавом без обшлага. Наколённые штаны носили короткие, за колено, их шили с откидным клапаном спереди, на широком поясе, густо собранными по спинке. Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шёлковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета, либо только пуговицами, число которых иногда превышало сто. Такой костюм мог носить любой горожанин. На платье аристократии шли более дорогие ткани: шёлк, бархат, парча или очень тонкое сукно. Шили такие костюмы, как правило, из привозных тканей - итальянского, французского, английского производства, так как шёлкоткацкая промышленность в России ещё только зарождалась, не было налажено в достаточной степени и производство тонких сукон . В качестве декора применялось металлическое кружево, различные виды вышивки, особенно часто золотой и серебряной нитью, и большое количество галуна. Кафтан, камзол и штаны могли быть исполнены из одной ткани, но использовались и различные по фактуре и цвету сочетания. Сохраняя единство кроя, платье варьировалось в зависимости от его назначения и социальной принадлежности владельца. Верхней одеждой служил суконный плащ. Волосы расчесывали на прямой пробор и спускали на уши. Некоторые носили модный в то время в Европе парик. Наиболее распространённой формой шляпы была треуголка.

Реформа затронула и женский костюм. Уже в указе 1700 г. повелевалось: "... жёнам и дочерям носить платье Венгерское и Немецкое января с 1 числа 1701 года" .

Для женщин переход к новому костюму был ещё сложнее. Привыкшие к своим светёлкам, одетые в тяжёлые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они согласно новой моде вдруг должны были одеваться в широко и глубоко декольтированные французские платья - робы с сильно затянутым в талии корсажем, рукавом до локтя и широкой юбкой. Эти платья, как и мужские костюмы, украшала искусная вышивка и кружева. Они также должны были завивать волосы в локоны.

По старой привычке женщины, особенно немолодые, старались прикрыть глубокое декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик и различные наколки.

Европейскую моду перехватила в первую очередь новое служилое дворянство и большая часть молодёжи, поскольку традиционно на Руси юноши носили короткое военное и охотничье платье. Не вступившим в брак также полагалась короткая одежда.

Иное дело - люди зрелые: их новый наряд превращал в "Недорослей", лишал чинности, приличной возрасту и положению. Неудивительно, что в этой среде европейский костюм внедрялся медленно и долго.

Введённые Петром I новые костюмы к концу его царствования уже прочно вошли в быт не только дворянства, чиновников, военных, которые уже одевались по модам, менявшимся время от времени; но и передовой части купечества и промышленников, хотя в начале указы об изменении одежды и вызывали большие недовольства.

Белла Адцеева, РИА Новости.

Правление Петра I вошло в историю не только судебными и финансовыми реформами, но и преобразованиями в культурной сфере, в том числе, в области моды. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем Петра. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.

Петр I против традиций и налог на бороду

Еще до реформы Петр I традиционным долгополым одеждам предпочитал более удобное европейское платье, а в конце 1690-х годов, вернувшись из-за границы, принялся за европеизацию страны, причем начал с самого неприкосновенного - бороды.

Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом. Поэтому, когда в 1698 году молодой царь Петр I собственноручно отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание и удивление. Однако царь был настойчив, несмотря на то, что многие видели в его действиях неуважение к исконно русским традициям. К тому же, после сбривания бороды дворяне лишались привычного мужественного внешнего вида, священники отказывались обслуживать безбородых, и были даже случаи, когда после принудительного бритья бояре кончали жизнь самоубийством.

В 1698 году Петр I установил налог на бороду, уплатившим который выдавался специальный жетон, предъявлявшийся городовым. Уже в 1705 году был издан указ, согласно которому единственными, кому разрешалось не брить бороду и усы, оставались священники, монахи и крестьяне. Со всех остальных за непослушание взимался повышенный налог, размер которого зависел от сословия и имущественного положения нарушившего. Всего существовало четыре уровня пошлины: 600 рублей в год, что было огромными деньгами, должны были платить царедворцы и городовые дворяне, 100 рублей в год взимали с купцов, 60 рублей платили посадские люди, а слуги, ямщики и московские жители разных чинов за ношение бороды отдавали 30 рублей в год. Единственными свободными от пошлины остались крестьяне, но и им старая привычка не обходилась бесплатно — при въезде в город они платили по одной копейке. Пошлина на ношение бороды существовала и после смерти Петра, а отменили ее лишь в 1772 году.

Кюлоты и шлафрок вместо халата и штанов

Не успевших оправиться от запрета на бороду дворян вскоре ждало новое потрясение — 29 августа 1699 года вышел указ о запрете на старый русский костюм. В январе 1700 года Петр I велел всем носить платье на манер венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское - по праздникам.


Женщины должны были переодеться в европейское платье с 1 января 1701 года. Небогатым дворянам давалось два года, чтобы доносить старое платье - на одежду ставилось специальное клеймо с указанием даты. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер.

Согласно предписаниям, мужчинам теперь следовало одеваться в укороченный кафтан (на французский манер — жюстокор), камзол и штаны (кюлоты). Европейский кафтан был значительно короче традиционного русского - он доходил только до колен. Достаточно плотно облегавший фигуру сверху, книзу он становился более широким - по бокам у кафтана были складки, а по центру спинки и по бокам - разрез. Это делало кафтан более удобным и практичным, теперь в нем можно было даже ездить верхом. Отвороты на рукавах - обшлага - делали достаточно широкими и нашивали на них декоративные пуговицы. Сам кафтан, как правило, либо носили нараспашку, либо застегивали на несколько пуговиц - под ним всегда был виден камзол.

Камзол в большинстве случаев шился из одной ткани с кафтаном, но был значительно короче и не такой широкий книзу. По бокам у этой одежды также были разрезы, но, в отличие от жюстокора, не было складок. Рукав был узкий (иногда его не было вовсе), а воротник к камзолу никогда не пришивали. Камзол застегивался на пуговицы и мог украшаться вышивкой и узорами на ткани. Обычно при пошиве сохранялось единство кроя, однако для особых случаев можно было варьировать фактуру и цвет, а также надевать кафтан и камзол, сшитые из разных материалов и разных цветов. Вместе с укороченными кафтаном и камзолом в моду вошли короткие штаны, которые обычно носили с широким тканевым поясом, собранным на спине. В теплое время года мужчины носили высокие шелковые чулки с кожаными башмаками, а осенью и зимой надевали такие же высокие сапоги. Большое внимание уделялось украшениям и деталям. В дополнение к наряду мужчины стали носить броши, запонки и булавки для галстуков. В моде было кружево, очень популярным после реформы стало жабо. Что касается головного убора, привычные тафью и мурмолку заменила треуголка. Треуголку делали из черного фетра, причем шляпу не шили, а складывали ткань определенным образом. Постепенно в моду входил и популярный в Европе парик. В качестве верхней одежды распространены были суконные плащи. Позже к такому наряду прибавились некоторые детали - часы на цепочке, трость, лорнет, перчатки и шпага, которую носили на портупее и пропускали сквозь один из разрезов по бокам кафтана.

Вся одежда обычно расшивалась золотой и серебряной нитью, ширина шитья не должна была превышать девяти сантиметров. Особо украшался парадный костюм - и в этом было его единственное отличие от повседневной одежды.

В это же время вошла в моду специальная одежда для дома - шлафрок. Шлафроком называли халат, который бояре и дворяне надевали в домашней обстановке поверх рубахи и кюлота. Судя по названию (с немецкого Schlafen - "спать", Rock - "одежда"), изначально шлафрок предназначался для сна. Чаще всего такой халат шили из бархата и шелка, однако в богатых домах шлафроки были выполнены из дорогих тканей, а зимой их утепляли мехом.

Корсеты в кружеве и робы в камнях

Если мужчины переодевались в новые костюмы довольно неохотно, то женщинам переход на европейскую моду дался еще тяжелее. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи и грудь европейское платье.

В начале XVIII века одежда столичных дворянок стала походить на французское платье конца XVII века. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья - все это надевалось на льняную сорочку. Корсет, который в Европе носили с XVI века, доставлял женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Корсет нельзя было надеть самостоятельно - шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний. Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды - тем более, другого выхода при строгом указе Петра у них не было.

Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была очень широкая юбка, которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно. Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы - фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.

Поверх платья женщины надевали робу - название этой верхней одежды произошло от французского "robe" - "платье". После петровской реформы роба заменила традиционные русские летники и опашни. Роба представляла собой длинное распашное платье, которое в начале века было принято расшивать и украшать камнями, кружевом и цепочками сверх всякой меры. По степени богатства и роскоши робы судили о знатности ее обладательницы. В стремлении продемонстрировать социальное положение и близость ко двору женщины не боялись выглядеть вычурно: позже Екатерина II даже распорядилась соблюдать простоту кроя и декора и не использовать кружево шире девяти сантиметров. При Петре же нарядам была свойственна чрезмерная торжественность и величественность: с появлением новых платьев стало модным как можно обильнее украшать себя драгоценностями.

Наряды дополняли ожерельями, диадемами, браслетами, поясами, пряжками для платьев и обуви. Вместе с висящими жемчужными нитями теперь стали носить склаваж - украшение на тканевой повязке, которую завязывали высоко на шее.

Как и все заграничное, европейские наряды прижились в России с некоторыми поправками, продиктованными, в основном, суровым климатом. Кроме упомянутых простеганных ватином юбок, неотъемлемой частью гардероба в это время стали платки, косынки и накидки. Женщины, вынужденные носить платья из тонкой ткани с открытыми плечами, руками и декольте, использовали эти аксессуары скорее для тепла, чем для красоты. Примерно тогда же и по той же причине в обиход вошли чулки - в повседневной жизни девушки носили хлопковые или шерстяные, во время торжественных выходов надевали шелковые.

В начале XVIII века в моде была остроносая обувь, чаще всего на большом каблуке - до десяти сантиметров. Туфли для балов шили из атласа, парчи и бархата, в остальных случаях женщины носили кожаные сапожки.
"Посягательство на традиции", каким считалась мода на непокрытую голову, заставило женщин задуматься о прическе - теперь нельзя было просто расчесать волосы и спрятать их под кику или косынку. Большинство дам стали завивать волосы волнами и распускать их на плечи и спину. Образцом красоты считалось открытое лицо, поэтому ни челок, ни локонов, свисавших на лоб, в то время не носили. Со временем для сооружения сложных причесок потребовались парики и шиньоны, шпильки и специальные каркасы для волос, которые везли из-за границы и приобретали за немалые деньги.

На улице женщины надевали на голову кружевной чепчик. Поначалу многие пытались поплотнее надвинуть его на голову, стесняясь показываться на людях с выглядывающими из-под чепчика волосами.
Быстрее всего изменения в одежде приняла молодежь, среди людей постарше этот процесс проходил дольше и болезненней: в новых коротких костюмах многие казались себе "недорослями". В начале 1710-х годов дворяне считали новые кафтаны и камзолы неприличными, и в этих случаях солдаты насильно обрезали доходящие до пола традиционные русские одежды. Но позже недовольные новой модой родители и родительницы стали приспосабливаться к европейским веяниям. Для своих дочерей они заказывали заграничные журналы с фасонами, которые в России еще не печатались, а также приглашать из Европы гувернеров, учителей танцев и портных.

По замечаниям послов и их приближенных, присутствовавших на крупных балах начала века, к 1710 году русские дворянки уже "правильно" красились и причесывались, не уступая европейским дамам.
Однако последнему слову моды следовали далеко не все. И если придворные дамы блистали изысканными платьями и драгоценностями, то обычные дворяне чаще всего выглядели не так нарочито торжественно, хотя и носили платья на европейский манер. Строже всего следовали моде в Петербурге, чуть менее - в Москве, за столичными жителями пытались угнаться мелкопоместные дворяне.
Что касается крестьян, то при Петре изменения в одежде их практически не коснулись: они по-прежнему носили традиционную одежду из холстины и других дешевых материалов. Рубаха, сарафан, телогрея, шуба - гардероб женщин из народа оставался таким же, как и несколько веков назад. Европейские моды пришли в деревню только в конце XVIII века.

В другой же среде - чиновников, купечества и промышленников - введенные Петром I костюмы полностью прижились уже к концу его царствования. Царь своими указами регламентировал не только фасоны и силуэты платья, но и ткань, украшения, цвет и характер его отделки, что способствовало быстрой европеизации русского дворянства. «Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда даже имеет перед ними преимущества», — писал приехавший в Россию в 1709 году голштинский дворянин Вильгельм Берхгольц, указывая не только на новую моду, но и на изменение в поведении людей.

Мужчины пудрили волосы и брили лица

Теперь дворяне и горожане мужского пола носили короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты - короткие мужские штаны. Слово это французское - имненно Франция была основной законодательницей мод того времени. К кюлотам полагались длинные шелковые чулки белого цвета и башмаки с пряжками. На втором месте после тупоносых туфель с пряжками были сапоги-ботфорты с широкими раструбами в верхней части голенища. Петр сам носил ботфорты, которые, по слухам, сшил себе сам... На голове модники того времени носили белый парик - он долго держал форму и придавал владельцу представительный вид. Те, кому скрывать лысину было ненужно, просто пудрили собственные волосы. Лицо, разумеется, брили - никаких бород.

Женский костюм - приталенный силуэт и широкие юбки

Лиф (или корсаж) женского платья с глубоким декольте плотно облегали плечи, грудь и талию дамы, а внизу, к бедрам, юбка сильно расширялась. Широкие юбки были на каркасах - панье , а позже фижмы. Иногда платья украшались шлейфами, и эти шлейфы, наряду с высокими каблуками у туфель доставляли барышням приличные неудобства. Весь наряд в целом не добавлял даме грациозности и кружиться в танцах им было непросто. Непросто было даже просто присесть... Представительницы прекрасного пола тоже нередко носили парики, а также шляпы.

Женщины старательно меняли свою внешность

На лицо наносили яркую косметику (румяна и белила), ведь при свечах лица бледнеют. Вошел в обиход язык «мушек» - искусственных родинок из тафты или бархата. Место на лице, куда наносилась мушка, было не случайным и было тайным посланием. Мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», на верхней губе - «Я хочу вас поцеловать» и так далее. Также невербально общались с помощью вееров - они тоже стали модны.

У новых костюмов появились карманы

До сей поры карманов на одежде не было: ножи и необходимые бумаги носили а голенищем сапога, деньги иногда прятали за щеку. А вот на новых нарядах карманы были предусмотрены и, конечно же, сразу стали наполняться содержимым. Сам Петр в карманах своего кафтана носил записную книжку, готовальню с чертежными инструментами, коробочку с нитками и иглой.

Новая форма общения - ассамблеи

Похвастаться новыми нарядами знатные модники могли на ассамблеях. Эти собрания носили и развлекательный характер, но могли послужить и делу: в непринужденных беседах обменивались новостями, а в серьезных разговорах обсуждали важные дела. Ассамблеи заменили пиры, на которых преимущественно ели и выпивали. Здесь же преобладали общение, игры и танцы: полонез, менуэт, контрданс, англез, аллеманд. Хозяин дома, в котором проводилась ассамблея, должен был известить письмом или иным способом, куда следует приходить желающим. Раньше четырех часов встреча не начиналась, позднее десяти не заканчивалась, гости приезжали, когда пожелают. К слову, раньше мужчин принимали отдельно от женщин, а теперь прекрасный пол участвовал во встречах наравне с сильным полом.

У самого Петра было всего два парадных костюма

Вообще у Петра отмечали некоторую небрежность в одежде. Из своих выходных костюмов он чаще всего носил мундир капитан-бомбардира Преображенского полка или простой темный кафтан. Главным в одежде для него было удобство. Поэтому кружевных манжет он не любил - они мешали работать. А вот к выбору белья подходил более тщательно, предпочитая тонкое полотно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!